E-business
Четверг, 25.04.2024, 04:48
| RSS
Добро пожаловать на сайт об электронном бизнесе!

Главная Каталог статей
Меню сайта
Категории раздела
Маркетинг и реклама [109]
Электронные платежи [24]
Электронная торговля [89]
Мобильная коммерция [25]
Бизнес-модели [22]
Интернет, социальные сервисы [22]
Цифровая экономика, информационное общество [6]
IT инфраструктура [39]
Статистика
Главная » Статьи » Электронная торговля

Электронная коммерция в Рунете

Итак, рынок электронной коммерции в России растет, растет быстро и стабильно, на 25 – 30 % в год. Темпы роста этого сектора экономики опережают темпы роста экономики страны почти в 10 раз, если опираться на данные по 2012 году: ВВП России вырос на 3,5%, а e-commerce – на 28%.

Если сравнить 2009 и 2012 годы, то всего за 4 года рынок вырос вдвое - с 210 млрд. рублей до 405 млрд. рублей. Однако сегмент электронной коммерции в российской экономике стал заметен только в последние годы – ранее он не дотягивал и до 1%. Но уже в 2011 году доля продаж через Интернет составила 1,5% в общем объеме российской розничной торговли, в 2012 году она составляла уже 2,2%, а к 2015 году эксперты прогнозируют рост до 4,5%.

Все эти показатели очень оптимистичны, однако на мировом уровне российская электронная коммерция находится все еще на «зачаточной» стадии развития, и кроме быстрого роста других аргументов в споре с признанными гигантами онлайн потребления у нее пока нет. Проиллюстрировать этот факт можно очень просто: самая большая по территории страна в мире с самой большой аудиторией пользователей Интернета в Европе занимает всего 1,3% глобального объема рынка электронной коммерции: россияне потратили в 2012 году 13 млрд. USD в Интернете, а все жители нашей планеты – 1 трлн. USD. Эта цифра показывает, что не только для российского рынка e-commerce прошедший год был переломным – мировой рынок в этом году преодолел знаковую черту в 1 трлн. USD.

Мировой рынок изменяется, и доли различных сегментов перераспределяются на глазах. Развитые экономики Западной Европы и Северной Америки все еще обладают значительными долями рынка: 26,9% и 33,5% соответственно. Однако, самое заметное явление на глобальном рынке – это рост Азиатско-Тихоокеанского региона, для которого прогнозируется увеличение объемов рынка на 10% за 4 года, тогда как Северная Америка и Западная Европа потеряют по 4-6% за тот же период. Отнести российский рынок электронной коммерции к какому-то географическому рынку затруднительно, да и влиять на позицию глобальных экономических регионов со своими 1,3% российский e-commerce пока не может. Общая динамика изменения доли экономико-географических зон в глобальном объеме рынка электронной коммерции представлена в таблице 1.

 

2011

2012

2013 (прогноз)

2014 (прогноз)

Азиатско-Тихоокеанский регион

27,9

30,5

33,4

36,2

Западная Европа

28

26,9

25,7

24,3

Северная Америка

35,9

33,5

31,5

29,7

Восточная Европа

3,6

3,8

3,9

3,9

Латинская Америка

1,6

1,9

2,1

2,2

Средний Восток и Африка

3,1

3,4

3,5

3,6

Таблица 1. Доля экономико-географических регионов на глобальном рынке e-commerce

Общие результаты исследования Рунета в разрезе его основных показателей: динамики роста, места на мировом рынке электронной коммерции, соотношения размера (или объема) годовых затрат российских интернет-покупателей с жителями других стран мира - вся информация – на инфографике ниже.

Россияне привыкают к Интернету – медленно, но верно. По данным одного из исследований Data Insight за 2012 год, нельзя связывать напрямую год подключения пользователя к Интернету и его включение в аудиторию интернет-покупателей.

Только 11% россиян начинают совершать покупки сразу же после подключения к Всемирной Сети. Чаще всего активно совершать покупки в Интернете россияне начинают через 3 года пребывания онлайн – таких в России 23%. Год на адаптацию к онлайн покупкам нужен 13% пользователей, 2 года – 16%. А еще 37% ждут больше 5 лет, прежде чем впервые наполнить виртуальную корзину и нажать кнопку "Купить". Можно предположить, что на такой высокий процент "консерваторов" влияет и подрастающее поколение рунетчиков, которые в первые годы жизни в Сети просто не имеют достаточного количества собственных денег для совершения покупок в Интернете – за них покупают родители. Также в эту аудиторию входят те, кто начал пользоваться Интернетом до активного развития электронной коммерции в России. Закономерно предположить, что с ростом популярности e-commerce в Рунете с каждым годом пользователи будут вступать в стройные ряды интернет покупателей все быстрее и быстрее.

Всего на сегодняшний день личным опытом в совершении покупок через Интернет обладает целых 22 миллиона россиян, что соизмеримо с населением двух российских столиц вместе взятых. Как же интернет-магазины обслуживают такую «орду» покупателей: принимают оплаты и доставляют заказы?

Почти в половине случаев россияне получают свой заказ из рук в руки - от курьера – так доставляется 46% заказов в России. На втором месте – логистический монополист "Почта России", услугами которой, несмотря на бесконечные жалобы и возмущения, пользуется треть россиян для доставки своих заказов. Безусловно, это связано в большей степени с особенностями географии нашей страны, ведь для большинства малых населенных пунктов "Почта России" - это единственный способ получить свою покупку из интернет-магазина. А еще 20% россиян предпочитают "идти к горе": 11% забирают покупки в пунктах выдачи заказов, 8% - в магазинах, а 2% пользуются нестандартными или новыми инструментами доставки, например, постоматами.

Среди способов оплаты лидируют наличные – почти 70% оплат приходится на этот классический платежный инструмент. Еще 5% россиян предпочитают платить из своих "электронных кошельков", а на банковские карты приходится по разным данным от 14% до 17% оплат. На другие многочисленные и менее популярные платежные инструменты приходится еще 12% оплат заказов.
Данная статистика является общей для рынка электронной коммерции, она основана на совокупных данных по продажам товаров и услуг. Стоит отметить (на этом мы остановимся в одном из следующих выпусков "Рунета в картинках"), что популярность различных платежных инструментов зависит от того, что оплачивает человек: товар или услугу. В сегменте услуг, особенно услуг туристических, банковские карты являются особенно популярными, опережая даже наличные. Еще один любопытный факт об онлайн оплате покупок банковскими картами – почти треть всех оплат в Рунете совершается банковскими картами, эмитированными Сбербанком.

Подробная информация обо всем этом – в инфографике ниже.



Источник: http://moneynews.ru
Категория: Электронная торговля | Добавил: Volfson (30.04.2013) | Автор: Ольга Корнеева
Просмотров: 2752 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Copyright М.Б.Вольфсон © 2024