В 2022 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 5,7 трлн рублей и 2,8 млрд заказов. За год эти цифры выросли соответственно на 38% и 64%. Средний чек за год снизился на 16% до 2010 руб. Это ключевые показатели, содержащиеся в отчете агентства Data Insight о состоянии российского рынка ecommerce в 2022 году. Как указывают аналитики, темпы роста интернет-торговли в 2022 году ожидаемо ниже темпов роста в 2021 году и чуть ниже прогнозных. Основная причина – уход с рынка значительной части премиального (и среднего+) сегмента.
Крупные маркетплейсы – драйверы роста ecommerce
Основными точками развития стали крупные маркетплейсы. На декабрь 2022 года это: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, "AliExpress Россия" и "СберМегаМаркет". Оборот маркетплейсов составил 2,7 трлн руб., увеличившись на 80%. По прогнозу Data Insight, в 2023 году доля двух лидеров рынка составит в среднем по году 53% по объему онлайн-продаж и 77% по заказам. При этом крупнейший российский маркетплейс Wildberries вошел в ТОП-10 самых популярных онлайн-площадок мира. Из них два маркетплейса – Amazon и eBay – преодолели планку в 1 млрд посещений в месяц.
Средний чек в российском ecommerce
Размер среднестатистического заказа в онлайн-торговле, как мы уже указали, продолжает снижаться: по итогам 2022 года он составил 2010 рублей, это на 16% ниже прошлогодних показателей. Доля онлайн-продаж продолжает расти: в 2022 году на них пришлось 15% от всего ритейла и 30% от рынка непродовольственного ритейла (+3% и +5% год к году соответственно). Все данные указаны без учета продаж автомобилей и топлива.
Прогнозы и тренды
По прогнозу Data Insight, в 2023 году объем продаж на российском рынке ecommerce достигнет 7,4 трлн рублей, рост составит 30%. Количество выполненных заказов достигнет 4,6 млрд (+64%). Темпы роста в текущем году продолжат замедляться – но показатели роста все равно останутся на уровне намного выше среднемирового.
Ключевыми трендами рынка ecommerce в 2022-2023 году аналитики Data Insight считают:
- Снижение доли импульсных и премиальных покупок;
- Ускорение перетока на маркетплейсы (одна из причин – товары некоторых ушедших компаний можно купить на маркетплейсах через сторонних селлеров);
- Подвижность рынка в части распределения между брендами (локальные и небольшие компании конкурируют между собой за освободившиеся доли после ухода западных брендов);
- Взрывной рост вложений в продвижение на маркетплейсах;
- Заметное снижение средней стоимости покупок.
|