Наиболее заметными категориями в сотне оказались следующие:
- сегмент БТиЭ (бытовая техника и электроника) – 30 онлайн-магазинов;
- сегмент "Одежда и обувь" – 12 ритейлеров;
- сегмент "Туризм" – 13 компаний.
Самый "дорогой" сегмент из ритейла – БТиЭ, на который приходится
10,5 млрд рублей месячного оборота. Для сравнения: это примерно треть от
общего оборота всех участников рейтинга, который в сумме составляет
примерно 37 млрд. Компании из категории "одежда и обувь" внесли куда
меньший вклад – около 10%.
На первом месте, едва появившись в рейтинге, оказались игроки
трэвел-сегмента: на их оборот приходится больше трети от упомянутых 37
млрд – около 13,5 млрд рублей. По мнению организаторов исследования,
столь высокий оборот обусловлен особенностями модели, по которой
работают продавцы билетов (работа за партнерскую комиссию).
В сумме на эти три сегмента приходится почти три четверти всего оборота компаний из первой сотни – примерно 73%.
Что изменилось за год?
Из глобальных тенденций можно отметить, что интернет-магазины
сегмента БТиЭ продолжают понемногу терять позиции абсолютных лидеров на
рынке онлайн-ритейла. Если на их долю два года назад приходилось 62%
компаний из ТОП-100, то год назад их стало уже 44, а теперь – только 30.
Виной тому – сравнительно низкие темпы роста отрасли (примерно 15% за
год), хотя отдельные представители сегмента, такие как "Юлмарт", "Ситилинк", "Связной", "М.Видео" и Enter демонстрируют рост до 50%.
На втором месте среди интернет-ритейлеров прочно обосновались продавцы одежды, обуви и аксессуаров. Некоторые, такие как KupiVIP и Lamoda, смогли "раскрутиться" за счет привлеченных инвестиций, другие (Quelle, Otto, La Redoute и Bonprix) сумели быстро перестроиться с торговли по каталогам на онлайн-продажи.
Максимальная динамика наблюдается в сегменте "Туризм". Несмотря на жесткий прессинг со стороны монополистов рынка: "РЖД", "Аэрофлот", "Сибирь" и "Трансаэро"
– независимые коммерческие проекты находят силы успешно развиваться.
Среди таких компаний можно отметить попавшие в сотню лучших OneTwoTrip и Anywayanyday. Этот сегмент, как считает исполнительный директор Agent.ru Андрей Чудаков, вырос почти на 50% за прошедший год.
Что в перспективе?
Конкуренция в большинстве существующих ниш еще значительнее
возросла по сравнению с прошлым годом – теперь стартовать в традиционных
сегментах вроде БТиЭ молодым компаниям стало еще сложнее.
По-прежнему "перспективными" остаются несколько категорий,
относительно открытых для стартапов. Это главным образом "товары для
детей", "ювелирные изделия ", а также "спорт и отдых". В частности, в
последней категории, согласно информации Олега Атаманюка, управляющего директора Activizm.ru,
за последний год рост объема продаж составил 27,1% (до 8,3 млрд
рублей), тогда как в ней среди компаний из ТОП-100 представлены только 2
магазина: Velosite и интернет-представительство "Спортмастер".
Инвестиции текли и продолжают течь в сторону интернет-магазинов
одежды, обуви и аксессуаров. Из крупных вложений в компании этого
сегмента можно отметить привлечение $55-80 млн для Lamoda; $54 для
KupiVIP и $25 млн для Obuv.
Также можно отметить, что купонный бизнес, несмотря на все свои
недостатки и критику, отнюдь не торопиться умирать. Девятое место
рейтинга вполне уверенно занимает BIGLION.RU с оборотом в 890 млн.