Яндекс.Маркет и компания GfK Rus подготовили очередное исследование о развитии рынка интернет-торговли в России. Полную версию отчёта можно скачать здесь.
По оценкам на весну 2017, почти каждый третий россиянин в возрасте от 16 до 55 лет в последние полгода покупал товары в интернете. За год этот показатель вырос на 20%, а с весны 2014 — больше чем на три четверти.
Девять из десяти респондентов с сентября 2016 по сентябрь 2017 совершали покупки в российских интернет-магазинах. Если в московских магазинах делают покупки 91% опрошенных москвичей, то в городах с населением от 100 тысяч до 500 тысяч человек услугами местных магазинов пользуются всего 56% жителей.
Около двух третей респондентов за последние 12 месяцев покупали товары за рубежом. Аудитория иностранных интернет-магазинов продолжает переориентироваться на Китай. Покупатели выбирают иностранные интернет-магазины прежде всего из-за более низких цен — эту причину среди основных назвали 76% опрошенных. Другие распространённые мотивы — более широкий ассортимент (33%) и возможность найти товары, которых нет в России (32%). Основные причины отказа от покупок за рубежом — долгие сроки доставки (39% опрошенных) и опасения стать жертвой мошенников (27%).
И в российских и в зарубежных интернет-магазинах больше всего респондентов заказывают одежду и обувь. Кроме одежды в России многие покупают мелкую бытовую технику и косметику, в Китае — смартфоны и товары для детей, в других странах — косметику и опять же детские товары.
За последний год средний чек в интернет-магазине вырос до 6410 рублей — это почти на 1000 рублей больше, чем год назад. Для российских и китайских сайтов это первое заметное повышение за последние три года, в то время как в магазинах других стран средний чек стабильно увеличивается как минимум с 2014 года.
Компьютеры остаются главным устройством для интернет-покупок, однако их популярность постепенно снижается. За последний год с телефонов и планшетов суммарно оформили примерно 20% покупок. Доля заказов с планшетов остаётся стабильной и составляет около 5%, в то время как доля смартфонов выросла на 70% с прошлого года и почти в семь раз с 2014.
Большая часть покупок, совершённых в российских интернет-магазинах с мобильных устройств, была оформлена на сайтах продавцов. Мобильными приложениями люди пользовались только в 27% случаев. С зарубежными магазинами ситуация обратная: 80% покупок со смартфонов и планшетов было сделано через приложения.
Онлайн-покупатели всё чаще выбирают безналичные способы расчёта. За последний год почти половина всех покупок в российских магазинах были оплачены банковской картой. Доля покупок за наличные составляет меньше 40% — с 2014 года она уменьшилась почти на четверть.
Половину всех заказов за последние 12 месяцев покупатели забрали сами: из магазинов или пунктов выдачи. Доля курьерских доставок составляет около 30%. Из онлайн-покупок за рубежом больше чем 80% были доставлены через отделение Почты России. На доставку курьером пришлось около 12%.
|