Электронная торговля остается для инвесторов самым привлекательным
сегментом российского ИТ-рынка. Такой вывод можно сделать из
представленного совместного отчета Российской венчурной компании (РВК) и Центра технологий и инноваций PricewaterhouseCoopers.
Из 193 инвестиционных сделок, реализованных на ИТ-рынке в 2013 г., на
e-commerce пришлось 28 на общую сумму $172,8 млн (по методологии
исследования в расчет принимались сделки объемом не менее $50 тыс. и не
более $100 млн).
Еще в 2012 г. электронная коммерция не была единоличным лидером по
способности привлекать средства от инвесторов - тогда e-commerce
разделяла первое место с подсекторами облачных технологий и разработки
программного обеспечения. Тем не менее, 2013 г. явно нельзя назвать
сверхпрогрессивным в плане привлечения инвестиционного финансирования:
по сравнению с предыдущим годом объем привлеченных средств снизился
вдвое - с $395,6 млн в 2012 г. Авторы исследования отметили, что такое "снижение обусловлено насыщением рынка и связано с тем, что большинство крупных игроков привлекли инвестиции ранее". А новая волна крупных игроков, способных на первые раунды в значительном объеме, еще не сформирована.
С другой стороны, двукратное снижение инвестиций может в значительной
степени объясняться особенностями в методологии исследования. К
примеру, в нем не учтена рекордная для российского рынка сделка Lamoda, которая привлекла от фондов Summit Partners, Tengelmann и Access Industries $130 млн (она выходит за пороговое значение в $100 млн., установленное авторами доклада).
Среди других крупнейших получателей инвестиций можно вспомнить магазин Holodilnik.ru, который был профинансирован компанией "Медиа Капитал" на сумму около $10-15 млн. Список крупнейших может пополнить ритейлер "ВсеИнструменты.ру", который планировал до
2015 г. направить на развитие $100 млн., в т.ч. частично от сторонних
инвесторов путем продажи пакета. Средства также должны быть привлечены
от совладельцев и из прибыли. В 2012г. компания также проявляла
инвестиционную активность: тогда "Всеинструменты.ру" получили от фонда Zoom Capital $30 млн.
Эксперты РВК и PricewaterhouseCoopers посчитали, что лидерство
электронной коммерции среди ИТ-подсекторов обусловлено понятным
механизмом монетизации и сравнительно низким уровнем риска, что делает
его привлекательным как для опытных, так и для начинающих инвесторов. А
вот барьером на пути развития электронной торговли в России является
неразвитость инфраструктуры. Поэтому интерес ряда инвестфондов смещается
в сторону проектов, которые развивают такие направления, как
логистические сервисы, платежные системы и пр.
Второе после e-commerce место по числу сделок занял впервые
выделенный авторами исследования подсектор рекламных технологий. Его
показатель (27) мало отличается от электронной коммерции, но суммарный
объем инвестиций значительно ниже - $28,5 млн. По объему инвестиций
второе место занял сегмент телекоммуникаций (телекоммуникационные
решения и ИТ-аутсорсинг). На него пришлось в 2013 г. $105,9 млн.
|