бъем рынка платных интернет-услуг в 2013 г. составил 104 млрд рублей,
практически не изменившись к уровню 2012 г. Тогда оборот этого сегмента
составил 103,5 млрд. рублей. К такому выводу пришли аналитики РБК.research, подготовившие исследование "Российский рынок интернет-торговли: платные услуги 2013".
В общей структуре российской e-commerce доля этого сегмента
существенно снизилась: по итогам прошлого года на него пришлось лишь
13,4% рынка против 19,2% годом ранее. Объяснить такую тенденцию можно
как опережающим ростом товарного сегмента, достигшего в 2013 г. 81,7% от
всего рынка интернет-торговли (или 629,7 млрд рублей) против 73,6% в
2012 г., так и изменением методики исследования. Специфической чертой рынка online-торговли услугами остается его
чрезвычайно высокая концентрация на обеих столицах. 37,6% его объема
сосредоточено в Москве, еще 8,5% - в Московской области и почти 9% - в
Санкт-Петербурге. Еще почти 20% рынка занимают города-миллионники, а вот
глубинка пока мало интегрирована в этот бизнес. Главным драйвером роста рынка остается e-travel. На online-бронирование
отелей и гостиниц, а также приобретение через Интернет готовых туров в
2013 г. было потрачено 65% всех средств, направленных на покупку
интернет-услуг. 10% оборота рынка интернет-услуг обеспечили азартные
игры. Несмотря на то, что почти весь этот сегмент находится в тени,
средства, которые люди тратят в интернет-казино, на игры в покер,
лотереи и тотализаторы, весьма велики. 6,8% рынка в денежном выражении
приходится на интернет-продажи страховых полисов.
Впрочем, такая статистика обеспечена, главным образом, высокой
стоимостью продаваемых услуг: к примеру, туров или страховок. В то же
время, если оценивать количество пользователей, покупающих те или иные
услуги, наиболее популярными окажутся иные продукты. К примеру,
аналитики РБК.research подсчитали, что больше всего
пользователей – около 2,9 млн человек - готово платить за дополнительные
услуги в соцсетях и на сайтах знакомств. Почти столько же платят за
доступ к файлообменникам. Однако ввиду небольших сумм, оставляемых на
такого рода ресурсах, эти сегменты генерирует, соответственно, 1,8% и
1,1% оборота рынка платных интернет-услуг.
Отели и гостиницы online бронируют 2,6 млн человек. 2,2 млн человек
платят за то, что просматривают или дают объявления на online-досках, к 2
млн приближается количество любителей платных интернет-игр. В целом же, как отмечается в исследовании, платные услуги существенно
уступают по темпам развития товарному сегменту. В то же время в
реальности спрос на ряд online-услуг выше. Однако он не находит
реализации из-за неготовности некоторых игроков. К примеру, это касается
покупки туров и страховок в Сети. Многие посетители сайтов выбирают их
параметры виртуально, но оплачивают в офисах компаний.
|