Российская ecommerce в целом привлекательна для инвесторов. Такой вывод сделаны в исследовании "Интернет-торговля в России. Руководство к успешным инвестициям и проектам", подготовленного East-West Digital News по заказу РВК. В числе факторов, которые играют на руку инвесторам, - быстрый рост
рынка, интенсивная интернетизация, нарастающая активность региональных
покупателей, сравнительно небольшое число крупных по западным стандартам
интернет-ритейлеров и медленный выход в Сеть многих популярных
офлайн-продавцов. Пока рынок e-commerce составляет символические 2% в общем объеме
розничной торговли России. Однако солидные темпы роста рынка – на уровне
25-30% ежегодно – способны впечатлить инвесторов. В этом году объем
рынка должен составить 550 млрд рублей, из которых 365 млрд рублей будут
генерировать продажи физических товаров. А уже к 2015 г. этот
показатель может достичь 845 млрд рублей и с 2015 г. по 2020 г. еще, как
минимум, удвоиться. Но даже в этом случае цифра не достигнет потолка: доля интернет-продаж в общем объеме розничного оборота составит лишь 7%. "Электронная коммерция в России могла бы представлять рынок с объемом $150 млрд через 15 лет", - делают вывод авторы исследования. Ставка на регионы Этот рост будет обусловлен, главным образом, не столичными
покупателями. В этом году суммарный объем региональных рынков (265 млрд
рублей) наконец превысил объем столичных (260 млрд). Еще в 2012 г.
соотношение было в пользу Москвы и Санкт-Петербурга: 214 млрд рублей
против 191 млрд рублей. В 2015 г. регионы еще больше дадут о себе знать. Там на
интернет-покупки люди потратят 480 млрд рублей против 365 млрд рублей,
которые оставят online-ритейлерам жители обеих столиц. Таким образом, с
2012 по 2015 г. региональные рынки увеличатся в 2,5 раза, в то время как
столичные – в 1,7 раза. Уже сейчас некоторым общефедеральным магазинам региональные
покупатели генерируют больше доходов, чем Москва и Санкт-Петербург
вместе взятые. Как утверждается в исследовании, KupiVIP уже почти две трети своих продаж осуществляет в регионах, в то время как некоторые региональные игроки (e96.ru, Newmans.ru) постепенно становятся компаниями всероссийского масштаба. Ложка дегтя
Но эта идиллическая картина была бы неполной без ряда барьеров,
препятствующих более интенсивному развитию рынка. Одна из них - высокая
доля "серого" рынка, достигающая в некоторых сегментах, по разным
оценкам, 20-80%. Другой минус – низкое качество доставки, в т.ч. из-за
плохой инфраструктуры: прежде всего, автомобильных и железных дорог.
Ещё один минус – растущие обескураживающими темпами трансграничные
покупки россиян. В этом году они вполне могут достичь $3 млрд.
Инвесторам также хотелось бы иметь больше ясности в правовом плане.
Наконец, нехватка квалифицированных кадров является одной из самых
сложных проблем, с которыми сталкиваются интернет-магазины. Кадровый
голод охватывает все уровни - от гендиректоров и руководителей проектов
до специалистов по электронному маркетингу и IT, трудно даже
сформировать команду исполнителей. В то же время исследователи сочли
обнадеживающим тот факт, что первое поколение отечественных
предпринимателей в сфере e-commerce уже имеет большой опыт. Одна из причин ускоренного покорения глубинки – быстрое проникновение
Интернета. Если оно и впредь будет идти нынешними темпами, то России
понадобится менее 10 лет, чтобы достичь теперешнего уровня лидирующих по
этому показателю стран Европы. По прогнозам Института социологии РАН,
охват населения Интернетом может достичь 75% к 2020 г. и 90% к 2030 г.
Между тем, уже сейчас около 30 млн россиян покупают онлайн. Плюсы для инвесторов
Инвесторам, заходящим на российский рынок, улыбается, что серьезных
конкурентов здесь не так уж много. Во всяком случае, их немного в
сравнении с общим количеством интернет-магазинов, плодящихся в последнее
время, как грибы после дождя. В начале 2013 г. платежный агрегатор Robokassa и аналитическая компания Openstat
из более чем 3 млн всех сайтов в Рунете (а точнее, зонах ru, su и рф)
определили 1,2 млн коммерческих – т.е. предлагающих платные услуги. Но
из них лишь менее 40 тыс. могут рассматриваться как полноценные
интернет-магазины. И это при том, что к "полноценным" относятся любые
продавцы, формирующие хотя бы 2 заказа в месяц. А вот действительно
крупных по мировым меркам интернет-торговцев, генерирующих не менее $100
млн, авторы исследования насчитали не более двух десятков.
К тому же на руку инвесторам тот факт, что крупные офлайн-ритейлеры
только начинают покорять интернет-продажи, а некоторые вообще
отсутствуют в сети как торговые площадки. Да и многие международные
торговые бренды (Castorama, Kiabi, Leroy Merlin, Marks & Spencers) по-прежнему не занимаются online-продажами в России, хотя имеют аналогичный опыт в других странах.
Определенные надежды инвесторы могут связывать и с тем, что (как
рассчитывают авторы исследования) электронная подпись и online-платежи
станут более популярны, порождая спрос на такие нематериальные покупки,
как страховые полисы или турпакеты. Да и инфраструктура доставки должна
наконец дозреть до того уровня, который не будет отпугивать покупателей.
Все это и многое другое уже способствовало приходу инвестиций в
российскую e-commerce. За последние три года российская
интернет-торговля привлекла в виде венчурных инвестиций более $950 млн –
и это без учета неразглашенных сделок. Из неполного миллиарда долларов
только в прошлом году было инвестировано $400 млн. В исследовании
утверждается, что по своему масштабу эти показатели сравнимы с
вложениями в электронную торговлю США, хотя выглядят скромно по
сравнению с рынками Индии и Китая.
|