Однако, в отличие от той же контекстной рекламы, результат SММ нельзя
подсчитать в показах или кликах. Эффективность работ по репутационному
менеджменту и продвижению в социальных медиа обычно комплексная. И хотя
она улучшает показатели продаж, а иногда и является их источником, тем
не менее, зависимость здесь не прямая как в контексте (клики приводят к
звонкам), а с неким промежуточным итогом. В этом и заключается главная
сложность в построении грамотного и эффективного SMM.
Что может дать бизнесу SMM? - лояльные клиенты;
- продажи из новых источников;
- увеличение среднего чека;
- повторные продажи;
- хорошая репутация (в том числе для отдела по подбору персонала);
- сохранение потенциальных клиентов;
- продажи по рекомендациям.
Какие проблемы свидетельcтвуют о том, что ваша SMM-стратегия и ее реализация оставляют желать лучшего?
1.Ваши попытки повлиять на общественное мнение оборачивается волной возмущений и разоблачений. - Яркий пример такой ситуации – SMM-кампания "Утконоса", когда в один
день несколько топ-блогеров написали схожие посты о том, что
воспользовались услугами магазина и были очень довольны. Естественно,
такая активность была тут же замечена, и вызвала волну негодования и
насмешек. Название "Утконос" даже стало нарицательным в рекламной среде,
как пример неудачной рекламной кампании в соцсетях.
(прим. редактора: и тем не менее, продажи "Утконоса" в результате
этой истории выросли в 2 раза, причем скандал вокруг постов топ-блогеров
искусственно подогревался самой PR-службой компании)
- Слышали мы и о "SMM-маркетологах", которые предлагают
массировано за месяц наводнить форумы сети обсуждениями и комментариями с
рекомендацией их товаров. В таких ситуациях надо в первую очередь, что
может такого дать товар людям, что заставит их всех в один момент выйти в
сеть и написать о нем положительный отзыв. Это очень опасная для
репутации клиента работа.
2.Бюджеты не оправдывают себя.
К примеру, вы создали, ведете и продвигаете аккаунты в 4 сетях,
вкладываете средства, но не видите отдачи, способной компенсировать
такие затраты. Здесь важно понимать, что SММ – это не прямой канал
продаж. Это средства, которые могут улучшить продажи, но не создают их
напрямую.
3."Вроде работает, но что конкретно дает – не знаем".
Тут мы подходим к важному вопросу. Ответьте на него хотя бы для
себя – зачем вам SMM? Если вы не сформулируете цели, очень трудно будет
добиться результатов от работы.
Шаг 1
Для начала, необходимо понять, нужен ли SММ именно вашей компании.
Несмотря на то, что в Сети можно найти практически любую аудиторию,
есть сферы бизнеса, для которых SMM особенно важен. Это: - известные бренды;
- товары, связанные со спортом, здоровьем, красотой (производители или крупные дилеры);
- товары для детей (производители или крупные дилеры);
- дорогие товары, где важна репутация продавца (автомобили, авиабилеты, туристические продукты);
- крупные интернет-магазины;
- интернет-магазины по продаже сувениров, подарков, приколов,
тематических товаров для узкой аудитории (настольные игры, сувенирное
оружие ит.п.).
Кроме того, мы рекомендуем использовать SММ всем, кто собирается вложить большие бюджеты в рекламу.
Шаг 2
После того, как вы определили, что SММ вам будет полезен,
убедитесь, что у вас есть все условия для того, чтобы сделать его
эффективным: - Конверсионный сайт. SММ будет создавать дополнительный
трафик или улучшать его качество. И в том и в другом случае ваш сайт
должен быть готов к тому, чтобы превращать этот трафик в продажи. На
сайте должны быть все формы обратной связи, возможность купить и
рассчитаться максимальным количеством способов, удобный каталог, кнопка
"Перезвоните мне". Если юзабилити вашего сайта, качество и скорость
обслуживания хромают – честно говоря, заниматься SMM еще рано.
Привлеченный трафик уйдет впустую, лучше потратьте деньги на
конверсионный аудит и редизайн. Эффект вы получите сразу же в продажах.
- Система аналитики. Чтобы иметь возможность видеть
результаты кампаний и анализировать их, вам необходима система
статистики ( лучше Google Analytics- самое простое). Нас интересуют в
первую очередь вкладки "Цели" и "Электронная торговля". Цели показывают,
какой процент аудитории на сайте выполнил установленные вами условия.
Например, просмотрел более 3 страниц, пробыл на сайте более 3 минут,
заказал звонок, положил товар в корзину, оплатил заказ, раcсчитался и
пр. Цели вы определяете сами. Только не распыляйтесь, это будет путать
вас при анализе. Оптимальное количество целей – 3.
- Сформулированная общая цель SMM-кампании. Сейчас
еще рано говорить о KPI, вы должны просто определиться, что вам в первую
очередь нужно от SММ: решение проблем с репутацией, сбор лояльной
аудитории, поддержка бренда или что-то другое? Если вы хотите заказать
SММ, просто потому что "так сейчас модно", лучше вначале заказать аудит
текущей ситуации (некоторые SMM-компании делают такой бесплатно), чтобы
понять есть ли у вас проблемы в коммуникации со своими клиентами, и
если да, то как их решить.
- Бюджет . Определите для себя, какой бюджет вы
готовы тратить на SММ. Учтите: если вы появились в социальных медиа, то
уходить оттуда будет уже заметно и некрасиво. К тому же, первые месяцы
аудитория только раскачивается, и пользы от нее мало. Какой бюджет
отдавать на PR? Обычно мы советуем тратить не более 25% от рекламных
затрат на продающие инструменты (контекст, SEO и пр.). Конечно, это не
универсальное правило. К примеру, бренды могут тратить на SMM и больший
процент. Но его можно использовать как ориентир для бизнеса, который
ищет своих клиентов в Сети.
Шаг 3
Теперь, когда мы знаем в целом, чего хотим и сколько на это готовы потратить, необходимо выбрать площадку для работы.
Работать везде – значит распылять усилия и бюджет и уменьшать эффект на
каждой конкретной площадке. Ниже приведены несколько советов, как
выбрать наиболее перспективное место для продвижения: - Проанализируйте свою аудиторию, ее основные характеристики,
интересы, косвенные признаки, по которые ее можно найти, привычки,
особенности.
- Сравните ее с общими данными, о социальных медиа. ВКонтакте,
например, имеет собственную страницу, где публикует статистику
аудитории: http://vk.com/about. Такие же данные можно найти и о других сайтах.
- Cформируйте первичный пул площадок, исходя из ваших целей.
Если, например, вы хотите нивелировать негатив, то ваша SMM-работа
развернется на площадках, где особенно много негативных отзывов. Если
хотите получить обратную связь от целевой аудитории – то выбирайте
тематические порталы и группы в соцсетях. Учтите: несмотря на то, что
ВКонтакте – сама популярная соцсеть, особенно среди молодежи,
бизнес-аудитория все чаще предпочитает Facebook.
- Проверка выбора по Статистике. Посмотрите, из каких соцсетей к
вам естественным путем заходят на сайт, проверьте качество трафика. Если
вы выбираете между двумя сетями, а из одной к вам на сайт уже идут
люди, выбирайте ее, там о вас уже знают и интересуются.
- Анализ конкурентов. В каких сетях наиболее активны ваши
конкуренты? У них более активные группы, больше участников, о них больше
пишут? Если они вкладываются в какую-то сеть, если там есть активность,
значит, сеть вам подходит.
Шаг 4
После того, как мы остановили свой выбор на площадке или площадках, нужно определиться с инструментами работы.
Не обязательно сразу вкладывать весь бюджет в продвижение. Да, мы
потратили много времени на выбор соцсети. Но можем сэкономить деньги,
если сделаем тест и проверим выбранную площадку на соответствие нашим
ожиданиям.
Для этого мы замеряем в статистике текущие показатели
посещаемости и качества трафика. Проводим тест. Тест – это небольшое по
бюджету размещение в сети. К примеру, можно разместить опрос или пост в
популярной группе близкой тематики, запустить таргетированную рекламу
или "посеять" информацию об интересной акции. После теста мы анализируем
полученные результаты (лайки, переходы, комментарии) и решаем,
продолжаем ли мы работать на этой площадке, устраивает ли нас этот
результат и какие инструменты мы будем использовать.
Шаг 5
Именно в этот момент логичным финалом нашего решения станет выбор конкретных показателей эффективности (KPI), по которым мы будем определять успешность нашей работы.
Какими должны быть KPI? В первую очередь, количественно измеримыми.
Независимые инструменты, которые могут дать нам нужные цифры:
статистика сайта, статистика площадок, независимые программы по сбору
статистики, выдача поисковиков, статистика поисковых запросов.
KPI должны согласовываться с нашей конечной целью. Отметим, что
от SММ есть эффект тактический и стратегический. Тактический эффект мы
измеряем в KPI. Стратегический эффект – это и есть достижение цели.
Приведем несколько примеров целей/KPI/методов учета и анализа.
Репутационный менеджмент
Цель: Рост продаж за счет рекомендаций
KPI: - процент положительных отзывов в ТОП-20 поисковой выдачи по ключевым запросам в соцсети - более 70%;
- на 20 популярных порталах близкой тематики идет постоянное
обсуждение продукта и клиента, даются рекомендации и консультации, на
каждом сайте не менее 1 ссылки на сайт;
- не менее 15% поисковой выдачи по ключевым запросам – сторонняя информация с рекомендацией клиента.
Учет и анализ: - статистика сайта (рост числа посетителей, вернувшихся на сайт,
увеличение естественного трафика и его качества, переходы по ссылкам);
- поисковая выдача (процент сторонней положительной информации о
вашем интернет-магазине, процентное соотношение позитива и негатива на
форумах);
- статистика площадок (рейтинг популярных порталов определенной тематики, посещаемость тематических форумов).
Привлечение новой аудитории из соцсетей
Цели:рост продаж за счет новой аудитории из сетей, рост среднего чека (доп. продажи)
KPI: - рост числа активных участников;
- рост интенсивности обратной связи;
- увеличение числа переходов на сайт компании из соцсети;
- улучшение качества трафика;
- рост естественных рекомендаций
Учет и анализ: - статистика сайта (рост переходов из соцсети, появление повторно вернувшихся, улучшение качества трафика);
- статистика площадок (увеличение активности аудитории,
количества лайков, просмотров, участников конкурсов и опросов,
комментариев и естественных отзывов)
.
Увеличение продаж через социальные медиа
Цели: рост продаж за счет новых источников, снижение цены продажи.
KPI (зависит от инструмента и возможностей статистики): - охват целевой аудитории (соцсетей, блогов, порталов);
- количество показов, переходов, пользователей, вступивших в группу;
- количество пользователей, активных при первом посещении группы;
- количество конверсий;
- стоимость показа, клика, пользователя, вступившего в группу;
- стоимость продажи или другой конверсии.
Учет и анализ: - статистика сайта (количество переходов, качество трафика, число
конверсий по целям или электронной торговле, стоимость продажи или
конверсии в цель)
- статистика площадки (охват, клики, стоимость показа, клика, вступившего)
- статистика аккаунта (количество вступивших, активность аудитории при первом посещении).
По всем показателям надо отслеживать динамику из месяца в месяц.
Можно ставить плановые KPI, чтобы было к чему стремиться и на что
ориентироваться. Но в таком случае надо учитывать стартовую ситуацию и
возможности PR-инструментов при работе в условиях "не навреди". К
примеру, 70% поисковой выдачи при желании можно сделать и за неделю. Но
такая тактика, скорее всего, будет иметь и негативный эффект(возмущение
форумчан). В итоге вам может потребоваться в разы больше средств и
усилий, чтобы исправить последствия.
Планируйте свою SMM-активность как часть комплексного
интернет-продвижения. SMM должен работать в поддержку (и при поддержке)
других методов интернет-маркетинга.
Источник: http://oborot.ru/article/596/8 |