1. Рекомендательные системы и умный поиск
Эта тема давно популярна в электронной коммерции, но последнее время появилось сразу несколько интересных новинок.
Популярность за рубежом набирают рекомендательные системы,
которые могут использоваться на сайтах интернет-магазинов, в том числе
по модели SaaS. При внедрении они подключаются через API к товарным
базам данных, к историям заказов. В большинстве случаев такие системы
включают в себя инструменты, позволяющие отследить поведение
пользователя на сайте, а также обработать информацию о заказах, которые
сделали клиенты.
За рубежом этот рынок существует уже несколько лет. В России
такого рода решения еще не появились, но думаю, что в самое ближайшее
время продукты класса recommender.strands.com выйдут на
российский рынок и будут чрезвычайно востребованными. Для проектов,
каталог которых содержит десятки, а то и сотни тысяч товаров,
рекомендательная система является не какой-то «дополнительной фишкой», а
в первую очередь удобной навигацией по магазину. В каталоге на 100 000
товаров трудно сориентироваться. В таком случае рекомендательная система
– это практически единственный способ навигации. Думаю, что в ближайший
год или два здесь будут существенные прорывы, в том числе, среди
IT-решений.
Визуальный поисковик like.com - пример "умной" системы
подбора товаров и персональных рекомендаций. Like.com искал товары не по
параметрам, а по внешнему виду. В итоге его купила компания Google,
чтобы усовершенствовать свои технологии визуального поиска. Like.com не
только автоматически распознавал цветовые гаммы товаров. Поисковик
"умел" с помощью системы тегирования и некоторых инструментов
распознавания образов определять стилистическую принадлежность
продуктов.
Условно говоря, система позволяла покупателю выбрать свой стиль.
Человек говорит: "Я хочу выглядеть современно, в стиле от Gucci и
т.п.”, т.е. описывает свой стиль словами. Система автоматически
рекомендует ему товары, которые соответствуют его стилистическим
ожиданиям. Кроме того, рекомендации выдаются на основе истории заказов и
т.д. В России даже в крупных проектах такого рода систем пока нет. Но я
уверен, что с ростом рынка одежды, с развитием проектов Sapato.ru,
Wildberries.ru и т.п. подобные системы в российской e-commerce появятся
в ближайшие год или два.
Очень разумно подошла к формированию поисковой системы компания "Ютинет”.
Как многие знают, "Ютинет” - это интернет-магазин электроники. В
большинстве случаев поиск товара в магазинах электроники ведется по
некоему набору свойств. Вы выбираете ноутбук определенной массы, с
наличием или отсутствием CD-ROM, с большей или меньшей диагональю экрана
и т.д. В "Ютинет” провели большую работу и классифицировали не сами товары, а свойства товаров.
К примеру, редакторы вручную отмечали, что ноутбук такого-то веса и
цвета подходит для женщины. Дальше система под запрос "ноутбуки для
девушки” автоматически отбирает для пользователя товары, которые
соответствуют нужным свойствам.
Не могу сказать, что я как потребитель удовлетворен продуктом на
100%. Такую поисковую систему пока еще можно поставить в тупик
неожиданным запросом. Но если в "Ютинет” доведут продукт до ума, это
будет инновация мирового масштаба.
Amazon запустил для мобильных телефонов приложение, которое называется Amazon Remember.
Его основная функция – распознавание изображений. В этой области вообще
сейчас идет интеллектуальная гонка. Система распознавания образов
определяет похожие товары и выводит их на экран мобильника или
смартфона. Например, я вижу раскладной стул, хочу посмотреть, есть ли он
на Amazon.com. Я фотографирую его, а система автоматически подбирает
похожие стулья.
Вряд ли, кто-то из маленьких магазинов это может себе позволить. Но
персонализация поиска и каталогов – это сейчас серьезный тренд в
электронной коммерции.
Есть мобильные приложения, которые делают нечто обратное. Например, книжный магазин Alibris.com и винный отдел компании Tesco
создали приложения, которые случайным образом выбирают товары из
каталога при встряхивании мобильного телефона. Это тоже интересный
тренд. К тому же, пока у него еще присутствует эффект новизны.
2. Кооперация конкурентов
Российский стартап в этой сфере, который сразу нацелился на международные рынки, называется AboutProducts.info. Основная идея: компании могут интегрировать друг с другом описания похожих или одинаковых товаров.
Как предполагается, система будет автоматически доставлять контент от
поставщика на страницу с товаром в интернет-магазине, собирать файлы с
описаниями товаров от разных интернет-магазинов. Затем она будет
связывать их между собой и генерировать (сначала автоматически, потом
при участии человека) карточку товара. Получается некое «идеальное
описание товара», которое потом система раздает продавцам. При этом для
каждого интернет-магазина она может генерировать различные варианты
описания, чтобы не было потерь с точки зрения поисковой оптимизации.
Идея, на мой взгляд, замечательная, но она трудно реализуема
технологически. Достаточно тяжело связать между собой различные товары
от разных продавцов на уровне IT-системы. Однако в конкретной отрасли
это возможно сделать. Думаю, что в ближайшее время появится некоторое
количество подобных стартапов.
3. Динамическое ценообразование
Еще одна тема, которая сейчас популярна в электронной коммерции, –
динамическое ценообразование. Продавец пытается автоматически
проанализировать поведение пользователя, его профиль, и под каждого
конкретного пользователя или под каждый продукт формировать динамическую цену, которая может меняться с течением времени и отличаться для разных пользователей.
Продвинутые системы динамического ценообразования пришли из
туристической отрасли и продажи авиабилетов. Дело в том, что когда
продается ограниченное количество мест (в отелях или в самолетах),
появляется понятие квоты. В этом случае на разных этапах изменяется
заинтересованность продавца и стратегия продаж. Так, в начале продажи
билетов авиакомпания заинтересована в скорейшем заполнении авиалайнера. В
середине цикла продаж она заинтересована в повышении маржинальности,
т.е. в продаже билетов по максимальной цене. А в самом конце она
заинтересована в том, чтобы как можно быстрее продать оставшиеся места. В
результате ценообразование для продуктов и услуг, имеющих квоты, естественным путем становится динамическим.
Эта схема актуальна для любого ритейлера, у которого есть
фиксированный остаток товаров на складе. Существуют различные алгоритмы и
IT-системы, которые позволяют увязать складские остатки и жизненный
цикл товара с методикой определения торговой наценки на конкретный
товар. Я навскидку нашел с десяток систем, которые предоставляют
IT-решения в области динамического ценообразования. Ближайшие 1,5 – 2
года на российский рынок выйдут такие решения, и весь e-commerce начнет
пользоваться динамическим ценообразованием.
Любопытные модели ценообразования можно найти за рубежом. Вот какую схему интернет-аукциона придумала компания Bidrivals.com.
У каждого участника есть определенное количество денег на аккаунте. За
каждую ставку с участника аукциона взимают небольшую сумму. Выигравший
участник (тот, чья ставка стала последней) покупает товар по цене, на
которой остановились торги. У проекта очень большой трафик, через него
проводится большое число транзакций. Люди «подсаживаются», вносят
достаточно много денег на счет. Поэтому система очень хороша еще и с
точки зрения cashflow, т.к. на счетах постоянно находятся значительные
средства.
У нас аукционы, как прямые (molotok.ru), так и обратные
(gagen.ru), такой популярностью не пользуются. Но я думаю, что когда
россияне начнут больше доверять интернет-продавцам, аукционные модели
наберут популярность.
4. Совместное потребление
Еще один тренд, о котором много говорят, – совместное потребление.
Некоторые проекты основаны на том, что люди совместно используют те или
иные виды товаров или услуг, «обмениваются» ими. Возьмем, к примеру,
проект, который собрал множество премий и бонусов на конкурсах стартапов
- Usedcardboardboxes.com. Компания создала… систему обмена
картонными коробками. Мысль очень простая – человек покупает какие-то
вещи, у него остаются коробки, которые ему не нужны. Но эти коробки
могут понадобиться людям, которые переезжают. Вот так, в очень узкой
таргетированной нише, придумав, как люди могут совместно потреблять те
или иные вещи, компания зарабатывает приличные деньги.
Другой проект - Zipcar.com.. Это клуб для аренды
автомобилей, альтернатива обычной аренде. Члены клуба могут сдавать
напрокат персональный транспорт, когда он им самим не нужен. Т.е. в
выходные, чтобы поехать на дачу, я беру в аренду автомобиль человека,
который живет рядом со мной, ездит на работу, а по выходным не
пользуется машиной. И наоборот. Этот проект «выстрелил» в Америке, у
него значительное число участников.
Еще один проект, о котором вы, наверное, слышали – Airbnb.com. В
него вложили много денег. Это сдача свободного жилья в краткосрочную
аренду. Человек сдает на несколько дней свою квартиру, когда она
свободна (хозяин уезжает на выходные, в отпуск и т.д).
У нас пока нет таких стартапов, но они появятся точно, в
ближайший год или два, по крайней мере, в Москве. Есть очевидные ниши.
Например, точно будут востребованы сервисы обмена детских игрушек,
детской одежды. Такой проект может «взлететь» очень быстро.
5. Социализация e-commerce
Blippy.com - не самый новый проект в этой сфере, но в России,
опять же, может быстро набрать обороты. В чем идея? Есть некая
социальная сеть, где я могу выложить историю своих покупок в крупных
интернет-магазинах: на Amazon.com, eBay.com и т.д. При этом другой
человек может, как в Твиттере, нажать кнопку "Follow” и отслеживать, что
я покупаю. Иными словами, это такая социальная сеть, где основным
элементом являются покупки. Например, если вам интересно, что я читаю
про электронную коммерцию, вы можете следить за тем, какие деловые книги
я покупаю на Amazon.com. Такой проект может быть реализован как между
несколькими интернет-магазинами, так и в рамках одного крупного
интернет-магазина.
Кстати, когда мы получаем e-mail клиента, хорошо было бы собрать
информацию о нем в социальных сетях. API крупных социальных сетей,
позволяют это сделать. Существуют сервисы, которые по e-mail выстраивают
достаточно точный профиль человека. Составив такой профиль, я могу
предложить клиенту продукты, которые будут соответствовать данным о нем
из социальных сетей. Flowtown.com - сервис из этой области. Эта
технология работает со всеми ведущими социальными сетями. Кроме того,
она интегрирована с мощными почтовыми маркетинговыми сервисами -
MailChimp, iContact.
6. Проекты года
Эпохальное событие в области электронной коммерции – сайт X.com.X.commerce
- это проект компаний, которые сконцентрировались вокруг eBay (сам
eBay, Magento, GSI, PayPal и т.д.). Проект является сборником API для
разработчиков и для продавцов.
Наряду с этим, мой личный "приз зрительских симпатий” получает проект "Мистер Лягушка пишет детям”.
Это, конечно, не такой глобальный проект, но я считаю, что это отличная
идея. Подписываешься на сервис mr-frog.ru, указываешь свой почтовый
адрес, возраст ребенка и его интересы, и Мистер Лягушка присылает твоему
ребенку письма. Настоящие бумажные письма, с фотографиями разных стран,
с картинками и похождениями Мистера Лягушки. Я бы хотел, чтобы подобных
прекрасных проектов в следующем году появилось как можно больше.
Источник: http://www.oborot.ru/article/531/24 |