Инвестиции в стартап-компании предлагают один из самых высоких
уровней доходности для инвестора. Однако найти компании, которые могут
обеспечить рост не так легко. По некоторой статистике только один из ста
ИТ-стартапов добиваются успеха. Хотя при успешно проведенной инвестором
подготовке и организации работы шансы можно значительно увеличить. Для
этого необходимо тщательно планировать и проводить поиск, предварительный анализ, due diligence, и венчурное управление, и распределять вложения среди нескольких стартапов, а не останавливаться на вложении только в одну компанию.
Если вы решили инвестировать в стартапы самостоятельно или в
составе группы других инвесторов, то в интернете доступна почти вся
необходимая информация. Есть много сайтов, которые можно использовать
как источники знаний, и при этом работать хаотично. Но для более
эффективной работы и снижения риска перед началом поиска лучше составить
план и определить для себя основные цели. Сегодня на рынке существует множество компаний и независимых
консультантов, предлагающих свои услуги на любом этапе работы инвестора.
Оцените, какую работу вы в состоянии качественно выполнить
самостоятельно, а что стоит передать в аутсорсинг. Венчурный консультант
или менеджер сможет предложить инвестору интересные стартап-компании с
которыми он связан или обслуживает, помочь или привлечь других
специалистов для проведения пред- и пост-инвестиционных стадий. С другой
стороны, инвестор может купить долю в венчурном фонде, которые
обеспечивают полный спектр венчурных услуг . Также можно обратится к
управляющей венчурной компании, которые предлагают услуги по венчурному
управлению, подготовке выхода и оформление сделки. Существуют и
отдельные консультационные, юридические и финансовые фирмы, каждая из
которых предлагает одну или несколько услуг необходимых инвестору. Важно
убедится, что у фирмы или специалиста, услугами которых вы планируете
воспользоваться, есть конкретный опыт в вашей предметной области.
Поиск Большую часть знаний, опыта и времени венчурный консультант (менеджер
или инвестор) тратит на поиск новых малоизвестных компаний на пороге
начала их роста, выявляя среди них самые перспективные и проводя
серьезный анализ.
Во-первых, независимо от того, инвестируете ли вы самостоятельно или в
группе инвесторов, напрямую или через венчурный фонд, стоит участвовать
в решении вопросов по использованию средств. Для этого необходимо
разбираться в предмете инвестиций. Поэтому необходимо определить для
себя отрасль, в которую вы будете инвестировать и изучить ее. Будет еще
лучше, если данная отрасль вам уже знакома и интересует вас. При таком
подходе потребуется меньше времени на поиски и анализ стартапов, потому
что у вас уже есть твердое понимание конкретного направления – нет
необходимости тратить время и деньги на изучение тенденций рынка или
характеристик отрасли. Плюс, предложив основателям помимо инвестиций,
свои опыт, знания и связи, ваши деньги превратятся в «умные».
Если вы инвестируйте совместно с другими, то у вас есть возможность
выбрать сразу несколько отраслей для инвестирования в зависимости от
опыта и интересов других участников группы. При этом необходимо
убедится, что ваши партнеры по-настоящему разбирается в выбранном
направлении и им стоит доверять. После того как вы выбрали отрасль, можно приступить к поиску самих
компаний. Лучший способ поиска перспективных стартапов – двигаться в
ногу с тенденциями рынка и экономической ситуацией. Важно быть в курсе
того, как меняется рынок в выбранной отрасли, и сравнивать тенденции
рынка с заявленными планами стартапов. Хорошая возможность для этого –
подписка на профильные издания и участие в отраслевых конференциях,
особенно международных.
Хотя по-настоящему передовые идеи не подчиняются никаким расчетам и
оценкам рыночного спроса и здесь можно полагаться исключительно на силу
управленческой команды стартапа и своей интуиции. Анализ
Как только вы встретили компанию, которая показалась вам интересной,
приступайте к переговорам с основателями. Если после первой встречи
впечатление не испортилось, попросите прислать вам план ее развития.
Изучите продукт или услугу, чтобы лучше понять, чем занимается компания. Презентация компании обязательно должна описывать рынок в целом,
конкурентные преимущества компании и оценки будущих финансовых
показателей. Компания должна четко и реалистично понимать свой потенциал
по отношению к рынку – знать конкурентов на рынке и обозначить свое
превосходство над конкурентами. Только исходя из этого, компания в
состоянии определить, как лучше позиционировать себя. В конечном счете,
план должен показать, есть ли у стартапа адекватное реальности видение
будущего.
Также, оцените планы маркетинга и продвижения продукции или услуг
компании. Будет неразумно инвестировать в компанию, которая не знает,
как она будет зарабатывать. Это тоже должно быть описано в бизнес-плане. Далее следует попробовать продукцию или услугу самому, чтобы
сформировать собственное мнение о том, будет ли продукция компании
пользоваться спросом. Не помешает, помимо всего прочего, показать сервис
как можно большему количеству коллег знакомых с отраслью, с тем, чтобы
понять, будет ли сервис востребован потребителями.
Due diligence Думаю, большинство имеют представление о том, что такое Due diligence. Вот, что об этом сказано в Википедии:
Метод состоит из сбора и анализа информации, принятия решения и формы
его подачи относительно целесообразности вступления в те или иные
взаимоотношения с контрагентами. С помощью Due diligence оцениваются
возможные риски (например финансовые, юридические и т. д.) При сборе
информации учитывается любая информация, независимо от источников её
происхождения. Изучение полученной информации делается различными
специалистами по отдельности, затем делается сводный анализ. Решение
принимается экспертами Due diligence отдельно от заказчика. Форма подачи
бывает развёрнутой (с приложением отдельных промежуточных выводов
специалистов, источников информации), или в виде краткой рекомендации о
дальнейших действиях. По описанию понятно, что работа по due diligence должна быть
проведена специалистами, тем более что результаты такой работы имеют
решающее значение. Если представленные результаты удовлетворительны для
инвестора, можно переходить к обсуждению условий вложений инвестиций с
основателями.
В ходе переговоров необходимо решить для себя и согласовать с
основателями стартапа уровень своего участия в управлении компанией. Как
минимум, необходимо поддерживать связь с компанией, в которую вы
вложили. Нельзя расслабляться и, просто, ждать возврата вложений. Венчурное управление
После того, как вы вложили свои деньги, главное - набраться терпения и
приложить некоторые усилия : большинству начинающих компаний требуется
время и поддержка, чтобы подрасти. Инвестиции в стартапы – это, как
правило, долгосрочные вложения. Обычный срок венчурных инвестиций - от
двух до пяти лет, а ангельских – от 6 месяцев до двух лет. Венчурные инвесторы не могут оставаться пассивными банкирами, а
должны помогать росту компании, активно работать с управленческой
командой в разработке стратегических, оперативных, маркетинговых и
других планов. Вкладывать только деньги для молодой компании, обычно,
недостаточно – ей необходимо завоевать репутацию и обзавестись
знакомствами, если вы можете с этим эффективно помочь – это, наверняка,
увеличит вашу потенциальную прибыль.
Определения венчурного управления в ru.wikipedia.org я не нашел. И то, что нашел в английском оригинале, тоже не особо помогло: Венчурное управление – это новая дисциплина управления бизнесом.
Данная дисциплина ориентирована на навыки и методы, необходимые для
управления быстрым ростом нового бизнеса в очень динамичной среде. Эти
среды часто характеризуются быстрым изменениями технологий. Методы
венчурного управления в равной степени относятся как к компаниям с
венчурным капиталом, так и самофинансируемым и новым предприятиям,
которые управляются с большой степенью независимости в рамках крупного
головного предприятия.
В отношениях инвестора со стартапом венчурное управление
подразумевает разумное участие в развитии бизнеса и увеличении
клиентской базы. Как правило, такое участие ограничивается управлением
через совет директоров, но стоит быть более активным в помощи своему
стартапу во всех отношениях. Даже такие мелочи, как написать отзывов о
продукции или услугах компании на веб-сайте или личная рекомендация
знакомым, могли бы оказать действительное влияние на успех стартапа. И
если вы - специалист в отрасли работы своего стартапа, предложите
основателям интегрировать новые функции для продукта или изменить метод
продвижения услуг, если, на основании вашего опыта, это поможет
скорейшему росту стартапа.
Корень всех "семи причин провалов стартапов"
в отсутствии опыта у основателей. К опыту также можно отнести
отсутствие репутации и связей. Как правило, инвестор за один телефонный
звонок сможет сделать то, на что молодому предпринимателю может
понадобиться несколько месяцев. Помогите стартапу сформировать команду специалистов, помогайте
советом и делом, но оставьте основателям непосредственное решение
вопросов и не пытайтесь подменить их участие. Самое дорогое, что есть у
компании – это энтузиазм и идеи ее управленческой команды.
Источник: http://internetno.net/category/startups/vlozhit_dengi_v_startup/ |