Вопрос, всем ли подходит такая модель, и как заставить ее работать. Именно на эти вопросы я постараюсь ответить в этой заметке.
Как работает Freemium модель
- Бесплатная качественная услуга позволяет набрать проекту начальную пользовательскую базу.
- По мере использования сервиса, привлекательность услуги и лояльность
пользователя возрастает (как правило, это происходит за счет действий
самого пользователя – он выкладывает файлы, накапливает данные,
привыкает к использованию сервиса).
- Затем пользователь понимает, что ему чего-то не хватает в базовом
сервисе (ограничения могут быть как естественные, так и искусственно
созданные), и часть пользователей приобретает расширенные
premium-услуги, чтобы снять эти ограничения.
- Доход, полученный с продаж premuim-услуг, покрывает расходы бизнеса в
том числе и на предоставление бесплатного сервиса. И если создатель
бизнеса не ошибся в расчетах – бизнес становится прибыльным.
Какому бизнесу лучше всего подойдет Freemium?
Надо понимать, что Freemium – это долгосрочная бизнес-стратегия,
которая больше подойдет "большим парням” нежели какому-нибудь
бутстрэппинговому стартапу. Заметные продажи premuim-аккаунтов
начинаются не сразу, и часто даже не в первый год существования проекта.
Все это время его надо поддерживать и развивать – для этого у
создателей проекта должен быть серьезный запас прочности.
Кроме того, Freemium модель подойдет не для любой услуги. Главный
принцип – услуга должна становиться для пользователя тем более
привлекательной, чем дольше он ей пользуется. Очень хорошо
конвертируется в premium-подписки накопление и хранение сервисом больших
объемов пользовательских данных. (К тому же стоимость хранения данных с
развитием технологий постепенно снижается, что дает дополнительные
шансы для инвесторов, играющих на опережение.)
Среди услуг, которые наиболее часто предлагаются в premium-версиях, еще можно выделить:
- снятие каких-либо функциональных ограничений базовой версии (как правило, это касается сложных, богатых на функционал проектов);
- уменьшение или полное удаление отображаемой пользователю рекламы;
- расширенный вариант службы поддержки;
- дополнительные настройки безопасности/приватности;
- визуальное выделение premium-пользователей среди остальных.
Еще стоит обратить внимание на то, что для жизнеспособности Freemium
модели необходимы хорошие показатели по удержанию аудитории. Если ваш
проект предлагает какой-то разовый сервис, и процент повторных обращений
слишком мал, вам будет тяжело вырастить среди такой аудитории ядро
premium-клиентов.
Ну и конечно, ваша услуга должна иметь возможность дробления на
бесплатный и premium-сервисы. С этим, я думаю, как раз все ясно.
Самые известные web-проекты на Freemium модели
Первое, что приходит на ум – это Gmail. Почта от google сейчас
предоставляет бесплатный почтовый ящик объемом до 7,5Gb (и понемногу
увеличивает этот объем – в 2004 году, если помните, все начиналось с 1
Gb), а если вам этого не хватит – вы сможете приобрести дополнительные
20 Gb всего за 5$ в год. То же самое касается и Picasa – фотохостинга от
Google (они используют единый лимит дискового пространства с Gmail).
Это пример, который на виду, но судя по всему, Google пока не ставит
себе цели заработать на premium аккаунтах – наверное, здесь freemium
хорошо дополняется рекламной моделью.
Среди других известных массовых сервисов, построенных на freemium модели:
- Flickr
(фотохостинг, принадлежащий Yahoo) – премиум опции снимают ограничения
на количество загружаемых фотографий и их размер, на количество
создаваемых альбомов, а также предоставляют дополнительные
статистические сервисы.
- Evernote (сервис
хранения личных заметок) – в premium-аккаунтах предлагает более высокие
лимиты на объем загружаемых в месяц данных, работу с дополнительными
типами файлов, синхронизацию через SSL и расширенные средства совместной
работы.
- Dropbox (хранение файлов и файлообменник) – здесь premium-аккаунт просто увеличивает объем доступного дискового пространства.
Два freemium-кейса с цифрами
В одном из интервью в 2009 году любопытными цифрами поделился Фил Либин (Evernote). Так, по его словам:
- за первые 18 месяцев жизни проекта сервисом хотя бы раз воспользовались 1,4 млн. человек;
- около 75% пользователей уходят в течение первых 4-х месяцев;
- каждый день регистрируется еще 4500 пользователей (цифра на лето 2009);
- доход от 500 тыс. активных пользователей растет более высокими темпами, чем общее количество пользователей;
- только 0,5% пользователей покупает подписку на premium-сервис в первый месяц после регистрации;
- но уже через год эта цифра конверсии возрастает до 4%;
- сам Либин расчитывает, что со временем этот показатель вырастет до 22%;
- в первый месяц использования средний доход с одного пользователя
составляет только 3 цента, но уже через год эта цифра возрастает до 35
центов;
- заработок Evernote на premium-подписке за июнь 2009 составил $79000;
- а на весну 2010 года, число premium-пользователей превысило 50,000;
- выход на операционную окупаемость Либин планирует в начале 2011 года (через 3 года после старта).
Еще немного цифр по Dropbox:
- проект также был запущен в 2008 году;
- на начало 2010 года проект имел около 4 млн. зарегистрированных
пользователей, штат в 20 человек и хранил несколько петабайт (тысяч
терабайт) информации в амазоновском S3-облаке;
- около половины из них были активными (то есть использовали сервис в последний месяц);
- за 2010 год аудитория проекта выросла где-то в 4-5 раз;
- т.к. проект по сути формировал новый рынок, он столкнулся с высокой
стоимостью привлечения бесплатного пользователя – выручила реферальная
программа, которая на 2009 год приносила до 30% регистраций новых
пользователей;
- на конец 2010 стартап получил инвестиций на $7,25 млн. (в 3 раунда);
- финансовые показатели проекта не публикуются, но по некоторым оценкам премиум-аккаунты преобретают около 2% всех пользователей;
- что в пересчете на текущую аудиторию должно давать годовую выручку в $30-40 млн.
Источник: http://stankevich.name/monetizaciya/freemium.html |