Я, как и многие аналитики, утверждаю, что российским
телекоммуникационным операторам SaaS интересен как бизнес. Конечно,
оператор связи может и сам выступать в роли арендатора SaaS. Многие
операторы, возможно, так и поступят. Но мы поговорим о том, что именно
операторам предстоит сыграть большую роль в распространении SaaS. Почему
я так в этом уверен? Об этом ниже.
Зачем оператору связи заниматься SAAS ?
Затем, что телекоммуникационные операторы и весь телекоммуникационный
рынок двигаются от предоставления транспорта (голос и данные) к
предоставлению сложных интегрированных услуг на стыке связи и ИТ. А это
как раз и есть SaaS.
«В России, по всей видимости, именно от операторов зависит,
будет ли развиваться SaaS. Но между тем в этом нет чего-то особенного – и
в Америке, и в Европе все чаще операторы берут на себя задачи по
продвижению программных продуктов, некоторые при этом параллельно сами
развивают хостинг сайтов и хостинг ПО, некоторые заключают договора с
хостерами. Ведь малый бизнес и в Америке, и в Европе, и у нас
предпочитает «затавариваться» в одном месте». (Здесь и далее — цитаты из опубликованных статей, так или иначе затрагивающих тему SaaS. Прим. ред.)
Затем, что аналитики сходятся во мнении: облачные услуги в целом, и
SaaS в частности, имеют значительный бизнес-потенциал. А значит, здесь
потенциально будет cash. А cash — есть цель любого бизнеса.
«В развитых европейских странах и США, по словам [Николая]
Прянишникова [глава Microsoft в России], продажа ПО по модели аренды
обеспечивает 10-15% доходов Microsoft. В России такой статистики пока
нет, но спрос на SaaS устойчиво растет: последние три года темп
ежегодного увеличения держится на уровне 40%».
Затем, что телекоммуникационные операторы находятся в идеальном положении с точки зрения предоставления надежных и гибких облачных услуг.
Существует насущная потребность потребителей в надежных посредниках для
доступа к личным, общественным и гибридным «облакам». Такими
посредниками и становятся интегрированные телекоммуникационные
операторы. А понятия «интегрированный»/«интегрированные услуги»,
последние два года, стали одними из ключевых в словаре операторов связи.
«Бизнес-модель SaaS «идеально подходит» именно для
телекоммуникационных компаний. Их абоненты все равно ежемесячно вносят
платежи за связь, например за интернет, и одновременно оплачивать ПО
очень удобно. Кроме того, у этих абонентов уже есть счета, через которые
проводятся в том числе и расчеты за услугу SaaS».
Затем, чтобы не отстать от конкурентов, которые уже сейчас пошли в SaaS. Примеры таких компаний:
a. «Северен-Телеком» — оператор начал предоставление услуг по модели
SaaS еще осенью 2009 года. На сегодняшний день «Северен-Телеком»
предлагает своим клиентам в аренду всю линейку продуктов Microsoft, а
также «1С Бухгалтерия»;
b. Orange Business Services - следуя тенденциям рынка и
последовательно реализуя глобальную стратегию, развивает свое
сотрудничество с поставщиками ПО. Уже объявленно о адаптации глобальных и
разработка собственных решений в области SaaS в России;
c. «Синтерра» — вошла в тройственный союз с Microsoft и хостинг-провайдером Infobox, по продвижению SaaS;
d. Хостинг-провайдер «КОМТЕТ» — занялся локализацией популярных
иностранных решений и уже подготовил по спецификациям APS несколько
десятков приложений для сайтов (в том числе последние версии Joomla,
LiveStreet и другие очень популярные продукты).
e. И иные, но пока еще не многие.
Что нужно для того, чтобы стать SaaS-провайдером
Чтобы стать провайдером SaaS, должны быть обеспечены следующие
условия: каналы связи, лицензия на хостинг, data-центр, точка продажи
услуг SaaS, само ПО, специалисты по данному ПО и, наконец,
интеграционный слой к поставляемому ПО. Давайте посмотрим, как обстоит
дело у телекоммуникационных операторов с необходимыми для провайдера
SaaS условиями:
a. Каналы связи — это то, что есть априори. Телеком и есть каналы связи. Каналы связи — и есть телеком;
b. Лицензия на хостинг. Не скажу, что хостинг и телекоммуникационный
бизнес есть синонимы. Но все же у большинства операторов услуга хостинга
имеется. Хостинг близок самой сути операторского бизнеса;
c. Data-центр. Можно посмотреть пунктом выше. А можно сказать, что
бизнес телекоммуникационного оператора — это всегда высокотехнологичный и
ресурсоемкий (в плане вычислительных мощностей) бизнес. А потому
дата-центр оператору нужен. Не всегда он свой. Особенно если мы говорим
не о гигантах рынка (например, о «большое тройке»), а об операторах
поменьше. Но такой бизнес-объект уже присутствует в структуре
телекоммуникационных операторов;
d. Точка продажи услуг SaaS. Фактически — специализированный
интернет-магазин. С этим хуже. Но, во-первых, это объект, который вполне
вписывается в операторский бизнес. Во-вторых, развертывание
интернет-магазина — не самая сложная задача. В-третьих, у ряда
операторов есть подходящие партнеры;
e. Программное обеспечение, которое можно поставлять, как SaaS.
Господа, заключайте договора! Либо напрямую с вендорами, либо с
интеграторами, а то и с теми, и с другими. С одной стороны, не все
решения имеют интеграторов. С другой, интегратор — это готовые
отлаженные отношения со многими вендорами и провайдерами SaaS, что
ценно;
f. Специалисты по поставляемому SaaS. Имеются три источника получения
таковых. Первый: создание своей команды. Но лучше взять команду со
стороны (источники — вендоры и интеграторы), потому что такой подход
снимает с оператора необходимость самому заниматься подготовкой решений и
содержанием узкопрофильных специалистов. Как следствие:
i. снижаются риски недогрузки таких специалистов;
ii. появляется возможность сосредоточиться непосредственно на продвижении сервиса SaaS и решении своих, профильных задач;
iii. наличие готовой команды, занимающейся проблемами интеграции,
позволит снизить стоимость кастомизации (характерная проблема для
большинства российских SaaS-вендоров). А это подталкивает процесс в
сторону интеграторов, поскольку для SaaS-вендора главное — тиражирование
типового решения. А кастомизация — это то, чем приходиться заниматься
«в нагрузку».
g. Интеграционный слой к предоставляемому ПО. Пункт, который в России
почти не представлен, но безусловно нужен, так как есть некоторый
процент потенциальных клиентов, которые не готовы покупать ПО без
возможности интеграции. А категории b2b это немалый процент.
Разрабатывать этот слой оптимально с помощью онлайн-интеграторов. На
российском рынке это OmniConnect, которым занимается Cast Iron и отечественный интегратор Software Provider.
«OmniConnect
- визуальный SaaS конструктор, с помощью которого можно быстро
интегрировать приложения, не зависимо от того, находятся они за
фаерволом компании или в публичном облаке. С помощью OmniConnect мы
можем не только помогать компаниям постепенно переходить на облачные
платформы, но и делать то, что раньше было невозможно - интегрировать ИТ
системы компаний-партнеров».
Раз уж мы говорим о явлении широко известном, немного подробнее
поговорим о том, что такое интеграционный слой и как он может выглядеть.
Собственно, это некое ПО, которое имеет готовые выходы/входы к основным
системам и умеет по заданным правилам разбирать информацию и передавать
ее. Если кратко, это упрощает решение проблемы присутствия и обработки
данных в различных системах, дабы условное ООО «Рога и копыта» и в CDR, и
в складе оставалось одним и тем же, чтобы бизнес-процесс шел не
спотыкаясь о разнобой систем. Пример инструмента с огромным количеством
готовых входов и выходов — как раз OmniСonnect.
Реализация интеграционного слоя для Amazon выглядит так:
Основные варианты построения интеграционного слоя (для гибридного
«облака», когда только часть решений находится в «облаке», а остальное —
у пользователей):
Все решения в «облаке», одном или нескольких, с внешним сервисом (в очередном «облаке») Software Provider:
Схема для «облака», когда все решения и интеграционный слой находится в одном и том же «облаке»:
Выводы
Еще два-три года, и — основными игроками рынка SaaS станут операторы
связи. Особенно те, которые занимаются комплексными услугами для
юридических лиц. Ну, а тем, кто не успеет «запрыгнуть в поезд», придется
наверстывать упущенное.
Источник: http://www.ibusiness.ru |