Если мы внимательно посмотрим на то, насколько SaaS готов быть не
технологией и софтом, а бизнес-инструментом, то будем принуждены
спросить себя: а что собственно сдерживает наступление SaaS на рынок?
Простейший просмотр и анализ российских форумов дает три основных
причины – еще не до конца ушедший страх нового, сомнения по поводу
безопасности и неготовность SaaS к поддержке сквозных/единых
бизнес-процессов.
Страх нового мы исключим из рассмотрения. Слишком уж необъятна тема.
Вопрос безопасности, больше технологический, нежели «бизнесовый», также
опустим. Нашей темой станет готовность/неготовность SaaS к поддержке
сквозных/единых бизнес-процессов. То есть, с технологической точки
зрения, способность данной технологии к интеграции в инфраструктуру
бизнеса.
Исследования о сдерживающих факторах на Западе дают несколько иной
результат, нежели в России. Но интеграция осталась. Вот результат одного
из опросов. Респондентам, которые рассмотрели возможность использования
SaaS, но решили не делать этого, задавался вопрос: какие факторы
повлияли на их решение. В ответ 42% назвали высокую стоимость
обслуживания, 38% – трудности с интеграцией и 33% – что решение не
отвечает техническим требованиям. Эти результаты вступают в противоречие
с общим впечатлением о том, что модель SaaS могла бы помочь уменьшить
расходы, а также что она не требует большой интеграции и особых
технических условий.
Действительно, пока что почти все SaaS-сервисы страдают от
замкнутости внутри себя. Подразумевается, что заказчик будет
пользоваться только одним сервисом. Что же произойдет, когда массы
заказчиков будут пользоваться двумя, тремя, десятью сервисами? А если
при этом их будет не просто много, а они еще и попадут в окружение общей
ИТ-структуры? Кто гарантирует, что, скажем, изменение телефона клиента в
CRM-системе действительно отразится в адресной книге в почтовой
системе? Ожидается, что комбинировать сервисы будут «как-нибудь» сами
пользователи, или, в лучшем случае, сотрудники ИТ-служб заказчиков. А
еще лучше, пусть сервисы живут каждый сам по себе. Этакая «вещь в себе».
Что нужно, что бы ситуация с интеграцией изменилась и SaaS стал
полноценным инструментом бизнеса, таким же, как традиционный софт? Да
совсем немного! Нужны инструменты интеграции и профессиональные
интеграторы. Так давайте посмотрим, как обстоят дела у нас с ними.
Инструменты
Есть два варианта интеграционных технологий:
1. «Самописные» решения. То есть заказчик берет и пишет всё сам (в
том числе, руками системного интегратора). Что используется для этого?
Какой-нибудь (не важно, какой именно) язык программирования, а также
доступ к SaaS-решению и традиционному софту по технологии:
- XML-передача данных в XML-формате по протоколу HTTP, используя архитектуру SOA;
- Веб-службы;
- Интеграция на уровне данных (Active Data Object, Data Link);
- Интеграция с помощью промежуточных файлов или базы данных
(экспорт-импорт данных из SaaS в директорию или промежуточную таблицу и
экспорт-импорт файлов/данных в интегрируемое приложение);
- Интеграция на уровне приложений (COM-объектов).
Вариантов много, но все они несут в себе существенные недостатки. И
недостатки эти носят общий характер, обусловленный сущностью
«самописных» решений. Мало того, они являются общими и при интеграции
SaaS, и в процессе интеграции традиционных решений:
- В «самописных» решениях по прошествии времени очень тяжело
разобраться. Уволился программист (ушел интегратор), а вам надо изменить
(добавить) бизнес-процесс. И — вот заказчик уже «попал». Новый
программист (интегратор) очень не скоро разберется в коде и решит
бизнес-задачу. А клиент ждет и несет потери.
- Российские сервис-провайдеры только начали предоставлять доступы к
SaaS-системам через указанные технологии. А ведь инструменты сами по
себе не работают, нужен доступ к выходу/входу в софт;
- Решение получается практически всегда непрозрачным для
менеджмента. Нет ясности с тем, как оно работает. Часты проблемы с
мониторингом и документированием. А мы же хотим обеспечить инструментом
бизнес, а не развить технологии!
2. Второй вариант, более продвинутый, — это специализированные интеграционные решения. Они уже есть. И вот примеры:
- OmniConnect — предоставляет собой визуальный SaaS-конструктор, с
помощью которого можно быстро интегрировать приложения, вне зависимости
от того, находятся они за файрволлом компании или в публичном «облаке».
Сервис содержит обширную библиотеку коннекторов (шаблонов) для наиболее
популярных сервисов и платформ: Amazon EC2, Windows Azure, Google Apps,
Salesforce, Netsuite, Webex, SAP, Oracle, CA, MS Dynamics и т.д.. С
помощью OmniConnect интегратор сможет не только помогать компаниям
постепенно переходить на облачные платформы, но и делать то, что раньше
было невозможно - интегрировать ИТ-системы компаний-партнеров. Например,
интегрировать ERP-системы поставщика и клиента для оперативного
оформления заказов;
- Новое поколение средств интеграции приложений от Boomi, которое
выполняет ту же роль, что и прежние технологии интеграции от Tibco или
Oracle для автономных приложений. А кроме того, поставщики решений
получают возможность выйти на рынок вычислений в «облаке». Примерно 75%
внедрений платформы Boomi включают привязку SaaS-приложений к
автономному ПО заказчиков, а остальное приходится на связывание разных
SaaS-приложений между собой.
Список проблем при использовании специализированных интеграционных
решений выглядит несколько иначе. Исчезает непрозрачность решения,
снимается проблема со сменой исполнителя. Но остается проблема с
доступом на площадку сервис-провайдера. Вторая проблема. Большая часть
инструментов еще не выведена на рынок. Так, например, выводом на
российский рынок OmniConnect занимаются IBM и Software Provider.
И выведут они его только к сентябрю 2010 года. Informatica представлена
в России компанией Data Integration Software, но также находится в
процессе вывода на рынок.
Интеграторы
Итак, технические решения уже существуют. Но кто будет интегрировать
SaaS? Сам бизнес? А до того ли ему? Вот лично Вы — хотите интегрировать?
Большинство несомненно ответит отрицательно. И правильно. Надо решать
бизнес-вопросы, а не копаться в технологиях. Нужен системный интегратор.
Нужен? Так давайте поищем.
Начнем оттуда, откуда все пришло. С Запада. Там уже появился целый
ряд системных интеграторов, ориентированных на работу с SaaS-решениями,
вроде Accenture, EXTOL и CapGemini.
Первое, что они освоили, это интеграция системы бухгалтерского учета,
финансовой системы и CRM-приложений, или синхронизация старой
CRM-системы с новой.
Сначала производители CRM-решений предлагали предустановленные
коннекторы, но сейчас в основном приходится обращаться к услугам третьих
компаний. И эти третьи компании хорошо «продвинулись», а задачи,
выполнение которых ранее требовало целой армии людей и месяцев времени,
теперь обходятся небольшим количеством экспертов в компании и
привлеченных со стороны специалистов.
Но это на Западе. А мы-то живем в России! Можно, конечно, привлечь
западного интегратора. Но очень уж дорого. Да и рискованно — из-за
незнания «западниками» российской специфики и языкового барьера. Нет,
нам нужен российский интегратор. Ищем дальше и кое-что находим:
- Data Integration Software — компания, представляющая западный
инструмент интеграции. Но это больше не интегратор, а компания-продавец.
И она сама ищет партнеров-интеграторов.
- Производители SaaS и SaaS-провайдеры. Эти компании, несомненно,
готовы интегрировать от случая к случаю. Они не профессионалы
интеграции, но знают свои продукты.
- И наконец, пионер российской SaaS интеграции — Software Provider. Компания совсем свежая, зато специализирующаяся именно на обсуждаемой нами бизнес-нише.
Выводы
SaaS нынче — как пирожок из печки. Вкусно! Ведь к традиционным
достоинствам прибавились возможности поддержки сквозных/единых
бизнес-процессов. Но горячо. Ведь и инструменты и интеграторы — сами
только «испеклись».
Впрочем, как бы то ни было, встреча SaaS и бизнеса состоялась. И вряд ли они скоро расстанутся.
Источник: http://www.ibusiness.ru |