E-business
Четверг, 28.11.2024, 00:03
| RSS
Добро пожаловать на сайт об электронном бизнесе!

Главная Каталог статей
Меню сайта
Категории раздела
Маркетинг и реклама [111]
Электронные платежи [24]
Электронная торговля [91]
Мобильная коммерция [26]
Бизнес-модели [22]
Интернет, социальные сервисы [22]
Цифровая экономика, информационное общество [6]
IT инфраструктура [39]
Статистика
Главная » Статьи » Бизнес-модели

SaaS: Аппетитный пирожок. Жаль только — горячий

Если мы внимательно посмотрим на то, насколько SaaS готов быть не технологией и софтом, а бизнес-инструментом, то будем принуждены спросить себя: а что собственно сдерживает наступление SaaS на рынок? Простейший просмотр и анализ российских форумов дает три основных причины – еще не до конца ушедший страх нового, сомнения по поводу безопасности и неготовность SaaS к поддержке сквозных/единых бизнес-процессов.

Страх нового мы исключим из рассмотрения. Слишком уж необъятна тема. Вопрос безопасности, больше технологический, нежели «бизнесовый», также опустим. Нашей темой станет готовность/неготовность SaaS к поддержке сквозных/единых бизнес-процессов. То есть, с технологической точки зрения, способность данной технологии к интеграции в инфраструктуру бизнеса.

Исследования о сдерживающих факторах на Западе дают несколько иной результат, нежели в России. Но интеграция осталась. Вот результат одного из опросов. Респондентам, которые рассмотрели возможность использования SaaS, но решили не делать этого, задавался вопрос: какие факторы повлияли на их решение. В ответ 42% назвали высокую стоимость обслуживания, 38% – трудности с интеграцией и 33% – что решение не отвечает техническим требованиям. Эти результаты вступают в противоречие с общим впечатлением о том, что модель SaaS могла бы помочь уменьшить расходы, а также что она не требует большой интеграции и особых технических условий.

Действительно, пока что почти все SaaS-сервисы страдают от замкнутости внутри себя. Подразумевается, что заказчик будет пользоваться только одним сервисом. Что же произойдет, когда массы заказчиков будут пользоваться двумя, тремя, десятью сервисами? А если при этом их будет не просто много, а они еще и попадут в окружение общей ИТ-структуры? Кто гарантирует, что, скажем, изменение телефона клиента в CRM-системе действительно отразится в адресной книге в почтовой системе? Ожидается, что комбинировать сервисы будут «как-нибудь» сами пользователи, или, в лучшем случае, сотрудники ИТ-служб заказчиков. А еще лучше, пусть сервисы живут каждый сам по себе. Этакая «вещь в себе».

Что нужно, что бы ситуация с интеграцией изменилась и SaaS стал полноценным инструментом бизнеса, таким же, как традиционный софт? Да совсем немного! Нужны инструменты интеграции и профессиональные интеграторы. Так давайте посмотрим, как обстоят дела у нас с ними.

Инструменты

Есть два варианта интеграционных технологий:

1. «Самописные» решения. То есть заказчик берет и пишет всё сам (в том числе, руками системного интегратора). Что используется для этого? Какой-нибудь (не важно, какой именно) язык программирования, а также доступ к SaaS-решению и традиционному софту по технологии:

  • XML-передача данных в XML-формате по протоколу HTTP, используя архитектуру SOA;
  • Веб-службы;
  • Интеграция на уровне данных (Active Data Object, Data Link);
  • Интеграция с помощью промежуточных файлов или базы данных (экспорт-импорт данных из SaaS в директорию или промежуточную таблицу и экспорт-импорт файлов/данных в интегрируемое приложение);
  • Интеграция на уровне приложений (COM-объектов).
Вариантов много, но все они несут в себе существенные недостатки. И недостатки эти носят общий характер, обусловленный сущностью «самописных» решений. Мало того, они являются общими и при интеграции SaaS, и в процессе интеграции традиционных решений:
  • В «самописных» решениях по прошествии времени очень тяжело разобраться. Уволился программист (ушел интегратор), а вам надо изменить (добавить) бизнес-процесс. И — вот заказчик уже «попал». Новый программист (интегратор) очень не скоро разберется в коде и решит бизнес-задачу. А клиент ждет и несет потери.
  • Российские сервис-провайдеры только начали предоставлять доступы к SaaS-системам через указанные технологии. А ведь инструменты сами по себе не работают, нужен доступ к выходу/входу в софт;
  • Решение получается практически всегда непрозрачным для менеджмента. Нет ясности с тем, как оно работает. Часты проблемы с мониторингом и документированием. А мы же хотим обеспечить инструментом бизнес, а не развить технологии!

2. Второй вариант, более продвинутый, — это специализированные интеграционные решения. Они уже есть. И вот примеры:

  • OmniConnect — предоставляет собой визуальный SaaS-конструктор, с помощью которого можно быстро интегрировать приложения, вне зависимости от того, находятся они за файрволлом компании или в публичном «облаке». Сервис содержит обширную библиотеку коннекторов (шаблонов) для наиболее популярных сервисов и платформ: Amazon EC2, Windows Azure, Google Apps, Salesforce, Netsuite, Webex, SAP, Oracle, CA, MS Dynamics и т.д.. С помощью OmniConnect интегратор сможет не только помогать компаниям постепенно переходить на облачные платформы, но и делать то, что раньше было невозможно - интегрировать ИТ-системы компаний-партнеров. Например, интегрировать ERP-системы поставщика и клиента для оперативного оформления заказов;
  • Новое поколение средств интеграции приложений от Boomi, которое выполняет ту же роль, что и прежние технологии интеграции от Tibco или Oracle для автономных приложений. А кроме того, поставщики решений получают возможность выйти на рынок вычислений в «облаке». Примерно 75% внедрений платформы Boomi включают привязку SaaS-приложений к автономному ПО заказчиков, а остальное приходится на связывание разных SaaS-приложений между собой.

Список проблем при использовании специализированных интеграционных решений выглядит несколько иначе. Исчезает непрозрачность решения, снимается проблема со сменой исполнителя. Но остается проблема с доступом на площадку сервис-провайдера. Вторая проблема. Большая часть инструментов еще не выведена на рынок. Так, например, выводом на российский рынок OmniConnect занимаются IBM и Software Provider. И выведут они его только к сентябрю 2010 года. Informatica представлена в России компанией Data Integration Software, но также находится в процессе вывода на рынок.

Интеграторы

Итак, технические решения уже существуют. Но кто будет интегрировать SaaS? Сам бизнес? А до того ли ему? Вот лично Вы — хотите интегрировать? Большинство несомненно ответит отрицательно. И правильно. Надо решать бизнес-вопросы, а не копаться в технологиях. Нужен системный интегратор. Нужен? Так давайте поищем.

Начнем оттуда, откуда все пришло. С Запада. Там уже появился целый ряд системных интеграторов, ориентированных на работу с SaaS-решениями, вроде Accenture, EXTOL и CapGemini. Первое, что они освоили, это интеграция системы бухгалтерского учета, финансовой системы и CRM-приложений, или синхронизация старой CRM-системы с новой.

Сначала производители CRM-решений предлагали предустановленные коннекторы, но сейчас в основном приходится обращаться к услугам третьих компаний. И эти третьи компании хорошо «продвинулись», а задачи, выполнение которых ранее требовало целой армии людей и месяцев времени, теперь обходятся небольшим количеством экспертов в компании и привлеченных со стороны специалистов.

Но это на Западе. А мы-то живем в России! Можно, конечно, привлечь западного интегратора. Но очень уж дорого. Да и рискованно — из-за незнания «западниками» российской специфики и языкового барьера. Нет, нам нужен российский интегратор. Ищем дальше и кое-что находим:

  • Data Integration Software — компания, представляющая западный инструмент интеграции. Но это больше не интегратор, а компания-продавец. И она сама ищет партнеров-интеграторов.
  • Производители SaaS и SaaS-провайдеры. Эти компании, несомненно, готовы интегрировать от случая к случаю. Они не профессионалы интеграции, но знают свои продукты.
  • И наконец, пионер российской SaaS интеграции — Software Provider. Компания совсем свежая, зато специализирующаяся именно на обсуждаемой нами бизнес-нише.

Выводы

SaaS нынче — как пирожок из печки. Вкусно! Ведь к традиционным достоинствам прибавились возможности поддержки сквозных/единых бизнес-процессов. Но горячо. Ведь и инструменты и интеграторы — сами только «испеклись».

Впрочем, как бы то ни было, встреча SaaS и бизнеса состоялась. И вряд ли они скоро расстанутся.



Источник: http://www.ibusiness.ru
Категория: Бизнес-модели | Добавил: Volfson (28.11.2010) | Автор: Владислав Шелобаев
Просмотров: 745 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Copyright М.Б.Вольфсон © 2024