Сразу оговоримся, софт, поставляемый по схеме SaaS, делится на две
основные категории: софт для частного использования и корпоративный
софт. В данной статье речь пойдет только о потребителях корпоративного
софта. На то есть две причины. Во-первых, потому что софт для личного
использования — очень своеобразная тема. Во-вторых, я сам интересуюсь и
знаю именно корпоративный софт — от столь родных для SaaS решений CRM, до, новых для России, но уже привычных в Штатах, интеграционных решений.
Статья разделена на два блока. Это общая часть (то деление на
сегменты рынка для SaaS по размерам и возрасту компаний-потребителей, о
котором писали многие, для читателя пожалуй стоит свести воедино). И то,
о чем мало кто писал — потребители по отраслям народного хозяйства.
Киты и караси
Скажем так: мнение, что SaaS есть решение для малого и среднего бизнеса, стало в нашем отечестве почти аксиомой.
Цитата. «Если
говорить в целом, то в виде SaaS прежде всего будут реализованы решения
для малого и среднего бизнеса – для них это самый выгодный способ
использования ПО. Это должны быть решения самого широкого функционала,
востребованного у российского бизнеса: SaaS-аналоги правовых баз вроде
«Гаранта» и «Консультанта», CRM, HRM, системы автоматизации основных
бизнес-процессов, учета, системы управления совместной работой и пр».
(Здесь и далее — цитаты из опубликованных статей, так или иначе
затрагивающих тему SaaS)
Виной господству такого мнения следующие причины:
а) российские производители SaaS, которые в большинство своем — мелкие стартапы и более сложного «не тянут» технологически;
б) путаница в терминах. Та роль, которую в США SaaS играет для
развития среднего бизнеса, вызвало представление, что и у нас все должно
обстоять так же. Но средний бизнес в США — это нечто иное, чем средний
бизнес в РФ. У нас такие компании назвали бы крупными. В вопросе, для
кого предназначен SaaS, международный опыт и опыт отечественный — пока
еще расходятся.
Цитата. «Среди
пользователей SaaS разделение идет в следующей пропорции: 61% — это
транснациональные корпорации, 28% — предприятия среднего масштаба, 11% —
малый бизнес».
Такова статистика в мире, но статистика в России совсем иная. Самые
успешные решения сделаны под малый и средний бизнес. Пример
коммерческого успеха: система сдачи отчетности в налоговую, пенсионный
фонд, в Росстат. Это уже те услуги, которые малый бизнес потребляет по
модели аренды ПО, не осознавая этого. Только этот вертикальный сегмент
рынка SaaS уже сейчас оценивается более чем в $100 млн. Абонентская база
«СКБ-Контур» насчитывает более 1 млн клиентов.
Можно воскликнуть: коль сеть на карасей, то и ловятся не киты! А сеть
отечественного SaaS — действительно на карасей. Мировые вендоры
представлены слабо, а отечественные пока не развиты — как функционально,
так и архитектурно. Если говорить о функциональном развитии, то набор
функциональности у каждого типа ПО свой. И углубляться в него — не наша
тема. Что касается архитектуры, то она обладает более стандартными
требованиями. Поэтому мы задержимся на ней. Вот пример решения,
выстроенного в Северной Америке:
То есть присутствуют: слой безопасности, представленный GSDCA; интеграционный слой на основе Omniconnect;
и множество готовых коннекторов к различным внешним системам. А что мы
видим у отечественных вендоров? То, что получилось бы, если урезать ту
же архитектуру до следующего вида:
То есть, слой безопасности отдается на откуп провайдерам, что не
совсем радует корпорации с их службами информационной безопасности.
Слой интеграции — и вовсе вон. И провайдеры не в помощь. Только один Parking.ru
начал поддерживать интеграцию SaaS. Но, оговоримся, ситуация
развивается стремительно. И иной раз тяжело уследить за игроками рынка.
Конечно, нельзя всех чесать под одну гребенку. Есть отечественные
вендоры SaaS, которые очень динамично развивают свои продукты и достигли
определенной зрелости. Примеры технологической зрелости — TeamWox и «Мой Склад».
Но большинство либо целится на сегменты, предназначенные строго для
малого бизнеса, либо пребывает еще в фазе технологического становления. И
не их в том вина. Скорее, это этап развития отечественных SaaS.
Впрочем, есть совсем свежий пример того, как новые отечественные SaaS-решения идут изначально промышленным путем. Это Cloud budget
— SAAS-решение для составления бюджета малым и средним бизнесом. Но под
«средним бизнесом» подразумевается средний бизнес в США. И нацелено
решение на рынок США. Построено оно изначально на платформе Salesforce. Соответственно — сразу с слоем безопасности «Secure data centers» и с интеграционным слоем на Omniconnect (тем самым, что уже представлен в России компанией Software Provider).
И, тем не менее, несмотря на ряд достижений (не только описанных
нами, но и иных), сеть, которой ловят клиентов отечественные SaaS — все
равно на карасей. И попадаются туда в основном караси (сиречь небольшие
компании). Хотя кое у кого уже — и в больших количествах.
Чем заняться, чтобы SaaS пришелся по сердцу
Здесь и сейчас мы попытаемся доказать: для того, чтобы определить,
подходит ли SaaS компании, важны не только и не столько размеры, но и
отрасль, в которой работает предприятие, а так же его структура. В
конечном итоге, крупные компании — такой же рынок для SaaS, как и
средний и мелкий бизнес. Просто в России производители пришли вначале не
в крупный бизнес.
Читатель может заметить: «Позвольте, но предыдущий раздел доказывал
противоположное!» Однако никаких логических противоречий нет. Первый
раздел был о том, что сложилось сейчас, на нашем локальном рынке — в
силу комплекса причин. А данный раздел — о тенденциях развития. Именно
поэтому мы будем часто апеллировать к международному опыту. К тем
странах, где SaaS прошел более длинный путь. Хотя в ряде направлений уже
сегодня SaaS пришел к российским корпорациям в не меньшей степени, чем к
малому бизнесу. А то и в большей. И был принят…
Если говорить о сегодняшней ситуации, то можно отметить: в РФ крупный
бизнес пока что в большей степени использует «облачную» инфраструктуру,
нежели «облачное» ПО. Примерно так было в свое время с российской
интеграцией. Сначала был упор на «железо», а потом уже на софт.
Кроме того, есть еще одна особенность. В крупных компаниях
SaaS-решениями зачастую пользуются отделы. Например, отделам маркетинга с
помощью SaaS-решений удобнее организовывать свою работу и коммуникации с
подрядчиками. Таким образом отдельный бизнес-юнит корпорации зачастую
играет роль малого и среднего бизнеса.
Отрасли народного хозяйства и SaaS
Как и во всем мире, в РФ достаточно хорошо развиты сервисы SaaS для
обработки однотипных транзакций, когда поставщик услуг размещает у себя
ядро системы, которая обрабатывает в массовом порядке одни и те же
операции.
Для ряда отраслей (турагентства, гостиницы и авиакомпании) это
означает автоматизацию ключевых бизнес-процессов. Системы Global
Distribution System (GDS) позволяют продавать услуги железнодорожных и
авиаперевозок, обслуживать аренду автомобилей, процесс размещения в
гостиницах, продажу туристических экскурсий по всему миру. В области GDS
в мире насчитывается всего несколько поставщиков (Sabre, Galileo,
Amadeus). И все они работают по схеме SaaS.
Именно GDS привели SaaS в транспорт. Прежде всего — в
авиацию, как в наиболее продвинутый сектор. И авиация первая привыкла к
SaaS, вывела данную схему за рамки GDS. Особенно продвинулись в этом
отношении две компании — SkyExpress и «Атлант-Союз», которые планомерно
движутся к SaaS. Это, конечно, не гиганты рынка. Но речь идет о пионерах
отрасли. А мы помним, что совсем без SaaS ни одна авиакомпания, вплоть
до отечественного авиамонстра «Аэрофлота», не обошлась.
Транспорт — это не только авиация. С транспортом тесно связана логистика.
Сама структура транспортного бизнеса, с множеством зачастую мелких
филиалов и пространственно распределенными службами, подталкивает
транспортников к использованию «облачных» решений. Примеров крупных
внедрений в РФ пока совсем немного. Процесс только начался, а вот в ряде
заграничных транспотно-логистических корпораций переход на SaaS уже
произошел.
Цитата. «...Так,
ведущий поставщик логистических услуг и оператор комбинированной
перевозки — компания Orient Star Group — выбрала решение CargoSmart
Private Label Sailing Schedule, чтобы эффективнее отслеживать часто
меняющиеся графики движения морских перевозчиков и выделиться среди
конкурентов на растущем рынке логистических компаний Китая.
Высоконадежное автоматизированное решение, интегрированное с сайтом
компании, позволяет Orient Star Group предлагать заказчикам в числе
прочих онлайн-сервисов по электронной логистике актуальные интерактивные
графики движения судов. Автоматизированные графики повысили качество
предлагаемых компанией сервисов и их эксплуатационную эффективность,
позволив сэкономить один день в месяц за счет обновления графиков для
заказчиков. Поставщик логистических услуг и ОКП, китайская компания
Shenzhen Shining Ocean International Logistics Ltd., развернула решение
CargoSmart, призванное помочь клиентам обеспечить соответствие
нормативным требованиям службы таможни и охраны границы США по
безопасности импортера (Importer Security Filing). В соответствии с
этими правилами, вступившими в силу 26 января 2009 года, импортеры в США
обязаны предоставлять ряд сведений не менее чем за 24 часа до погрузки
грузов на судно в иностранном порту. Несвоевременная подача сведений или
сообщение неточной информации может повлечь за собой соответствующие
взыскания или задержку грузов».
Телеком. Многие аналитики высказывают энтузиазм в
отношении данной отрасли, но мне он кажется преувеличенным. Многие
системы телекома связаны со сбором, обсчетом, анализом данных о
соединениях абонентов и генерируют столько трафика, что… какой уж там
SaaS! Хотя «Билайн» смело объявил о предоставлении биллинга и
предбиллинга в SaaS.
Кажется, рождены — в силу профессиональных интересов — для SaaS ИТ-компании. Но если ИТ-гиганты и пойдут в SaaS, то в основном за счет экспансии в регионы. Они уже слишком автоматизированы.
Государственные структуры. Парадокс, но они имеют
потенциал в интересном нам смысле. Во-первых, из-за потуг на
«электронное правительство» (удачи им в столь безнадежном предприятии!).
Во-вторых, потому что SaaS — стал модой. Государственный сектор
напоминает «престижные» экономики древности. И решения диктуются не
экономической целесообразностью, а престижностью и модой на какую-либо
технологию.
Гостиничный бизнес, как и турагенства,
подталкивается к SaaS как использованием GDS-решений, традиционно
поставляемых по SaaS-схеме, так и удобством SaaS для создания
многочисленных онлайн-услуг.
Цитата. «В
декабре в обновленном здании московской гостиницы «Украина» откроется
новый современный отель — Radisson Royal, Moscow. Чтобы как можно скорее
привлечь в гостиницу новых клиентов, руководство отеля решило внедрить
CRM систему. И выбор пал на новое SaaS CRM решение российской компании
Libra Hospitality - Libra OnDemand.
Это решение на базе Salesforce CRM, сконфигурированное специально для
гостиничного бизнеса. Libra OnDemand автоматизирует бизнес-процессы
отдела продаж и маркетинга в отеле, бронирование и банкетной службы в
гостинице. Эта CRM эффективно дополняет работающие в гостинице системы
управления путем четкой организации данных по гостям, синхронизации
профилей клиентов, а также предлагает гибкие возможности поиска
задублированной информации и объединения данных. Система включает в себя
клиентский портал, с помощью которого клиенты гостиницы смогут смотреть
статистику своих расчетов с гостиницей, бронировать номера и получать
другую полезную информацию через Интернет.
Розничная торговля. Два фактора благоприятствуют
развитию SaaS. Во-первых, распределенная структура. Во-вторых,
потребность в быстром и дешевом построении филиалов. Именно поэтому в
США розница — один из основных потребителей SaaS.
Нефтегазовые компании. Эти вряд ли будут тратить
сверхдоходы от продажи энергоносителей на SaaS. Хотя в последние годы
почти все они заинтересовались web-решениями. А там недалеко и до
применения модели SaaS.
Промышленность. Не имеет единой тенденции. Скорее, все будет зависеть от того, как развивается конкретная компания и какую имеет структуру.
Стартапы
SaaS и стартапы — тема настолько уже разработанная, что можно лишь
подтвердить: да, для вновь созданных компаний схема SaaS очень удобна.
Впрочем, стартапы — как раз то, редко бывает большим.
Бизнес-инкубаторы, бизнес-центры и «Сколково»
Все эти структуры объединяет одно: предназначение служить единым
инфраструктурным комплексом для многих компаний. Сама эта идея созвучна
SaaS. «Облако», если оно, конечно, не частное — тоже инфраструктура для
многих компаний. При постройке инфраструктуры, предоставлении СКС и
связи очень легко выступить провайдером SaaS. Вопрос в наличии площадки,
которая может выступить «облаком» слоя безопасности и интеграционного
слоя. Впрочем это уже столь обширная тема, что может быть отложена для
отдельной статьи. Мы осветим ее подробно и отдельно. А пока —
ограничимся архитектурным наброском.
Частное «облако»
Для крупных корпораций не меньший (а то и больший!) интерес по
сравнению с использованием публичного или гибридного «облака»
представляет построение «облака» частного. Вот пример.
Цитата. «Опыт
компании «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», использующей автоматизированную систему
управления «Парус», показал, что для территориально-распределенных
структур наиболее экономически выгодным и эффективным вариантом
построения единого информационного пространства является работа в единой
базе данных по модели Software as a Service (SaaS), в которой
поставщиком «ПО как услуги» для предприятий холдинга является
управляющая компания. EUROCEMENT Holding AG – международный вертикально
интегрированный промышленный холдинг по производству строительных
материалов. Холдинг входит в восьмерку крупнейших цементных компаний
мира и объединяет 16 цементных заводов полного цикла в России, Украине и
Узбекистане, заводы по производству бетона, ЖБИ и карьеры по добыче
нерудных материалов, компании, специализирующиеся в сфере промышленного
строительства. Производственная мощность холдинга – 37,5 млн т цемента,
10 млн м3 бетона в год. На предприятиях холдинга трудится 30 тыс.
человек».
Выводы
Вывод один и очень прост. Привычное представление о том, что
SaaS-модель предназначена для мелких фирм, неверно. Потребность в SaaS в
не меньшей степени зависит от той отрасли, в которой работает компания.
А также от того, как выстроен бизнес компании-потребителя.
Представление, что SaaS предназначен для малого бизнеса, — результат
определенного этапа развития отечественного SaaS. Переход к следующему
этапу обусловлен развитием отечественных SaaS-систем, более энергичным
приходом мировых вендоров и построением решений с слоем безопасности и интеграционным слоем, поскольку:
Критически важные факторы для успеха здесь — масштабируемость,
интеграция с существующим на предприятии программным обеспечением и
соответствие бизнес-процессам.
Источник: http://www.ibusiness.ru |