E-business
Воскресенье, 24.11.2024, 05:37
| RSS
Добро пожаловать на сайт об электронном бизнесе!

Главная Каталог статей
Меню сайта
Категории раздела
Маркетинг и реклама [111]
Электронные платежи [24]
Электронная торговля [91]
Мобильная коммерция [26]
Бизнес-модели [22]
Интернет, социальные сервисы [22]
Цифровая экономика, информационное общество [6]
IT инфраструктура [39]
Статистика
Главная » Статьи » Бизнес-модели

SaaS: Только ли размер имеет значение?

Сразу оговоримся, софт, поставляемый по схеме SaaS, делится на две основные категории: софт для частного использования и корпоративный софт. В данной статье речь пойдет только о потребителях корпоративного софта. На то есть две причины. Во-первых, потому что софт для личного использования — очень своеобразная тема. Во-вторых, я сам интересуюсь и знаю именно корпоративный софт — от столь родных для SaaS решений CRM, до, новых для России, но уже привычных в Штатах, интеграционных решений.

Статья разделена на два блока. Это общая часть (то деление на сегменты рынка для SaaS по размерам и возрасту компаний-потребителей, о котором писали многие, для читателя пожалуй стоит свести воедино). И то, о чем мало кто писал — потребители по отраслям народного хозяйства.

Киты и караси

Скажем так: мнение, что SaaS есть решение для малого и среднего бизнеса, стало в нашем отечестве почти аксиомой.

Цитата. «Если говорить в целом, то в виде SaaS прежде всего будут реализованы решения для малого и среднего бизнеса – для них это самый выгодный способ использования ПО. Это должны быть решения самого широкого функционала, востребованного у российского бизнеса: SaaS-аналоги правовых баз вроде «Гаранта» и «Консультанта», CRM, HRM, системы автоматизации основных бизнес-процессов, учета, системы управления совместной работой и пр». (Здесь и далее — цитаты из опубликованных статей, так или иначе затрагивающих тему SaaS)

Виной господству такого мнения следующие причины:

а) российские производители SaaS, которые в большинство своем — мелкие стартапы и более сложного «не тянут» технологически;

б) путаница в терминах. Та роль, которую в США SaaS играет для развития среднего бизнеса, вызвало представление, что и у нас все должно обстоять так же. Но средний бизнес в США — это нечто иное, чем средний бизнес в РФ. У нас такие компании назвали бы крупными. В вопросе, для кого предназначен SaaS, международный опыт и опыт отечественный — пока еще расходятся.

Цитата. «Среди пользователей SaaS разделение идет в следующей пропорции: 61% — это транснациональные корпорации, 28% — предприятия среднего масштаба, 11% — малый бизнес».

Такова статистика в мире, но статистика в России совсем иная. Самые успешные решения сделаны под малый и средний бизнес. Пример коммерческого успеха: система сдачи отчетности в налоговую, пенсионный фонд, в Росстат. Это уже те услуги, которые малый бизнес потребляет по модели аренды ПО, не осознавая этого. Только этот вертикальный сегмент рынка SaaS уже сейчас оценивается более чем в $100 млн. Абонентская база «СКБ-Контур» насчитывает более 1 млн клиентов.

Можно воскликнуть: коль сеть на карасей, то и ловятся не киты! А сеть отечественного SaaS — действительно на карасей. Мировые вендоры представлены слабо, а отечественные пока не развиты — как функционально, так и архитектурно. Если говорить о функциональном развитии, то набор функциональности у каждого типа ПО свой. И углубляться в него — не наша тема. Что касается архитектуры, то она обладает более стандартными требованиями. Поэтому мы задержимся на ней. Вот пример решения, выстроенного в Северной Америке:

То есть присутствуют: слой безопасности, представленный GSDCA; интеграционный слой на основе Omniconnect; и множество готовых коннекторов к различным внешним системам. А что мы видим у отечественных вендоров? То, что получилось бы, если урезать ту же архитектуру до следующего вида:

То есть, слой безопасности отдается на откуп провайдерам, что не совсем радует корпорации с их службами информационной безопасности.

Слой интеграции — и вовсе вон. И провайдеры не в помощь. Только один Parking.ru начал поддерживать интеграцию SaaS. Но, оговоримся, ситуация развивается стремительно. И иной раз тяжело уследить за игроками рынка.

Конечно, нельзя всех чесать под одну гребенку. Есть отечественные вендоры SaaS, которые очень динамично развивают свои продукты и достигли определенной зрелости. Примеры технологической зрелости — TeamWox и «Мой Склад». Но большинство либо целится на сегменты, предназначенные строго для малого бизнеса, либо пребывает еще в фазе технологического становления. И не их в том вина. Скорее, это этап развития отечественных SaaS.

Впрочем, есть совсем свежий пример того, как новые отечественные SaaS-решения идут изначально промышленным путем. Это Cloud budget — SAAS-решение для составления бюджета малым и средним бизнесом. Но под «средним бизнесом» подразумевается средний бизнес в США. И нацелено решение на рынок США. Построено оно изначально на платформе Salesforce. Соответственно — сразу с слоем безопасности «Secure data centers» и с интеграционным слоем на Omniconnect (тем самым, что уже представлен в России компанией Software Provider).

И, тем не менее, несмотря на ряд достижений (не только описанных нами, но и иных), сеть, которой ловят клиентов отечественные SaaS — все равно на карасей. И попадаются туда в основном караси (сиречь небольшие компании). Хотя кое у кого уже — и в больших количествах.

Чем заняться, чтобы SaaS пришелся по сердцу

Здесь и сейчас мы попытаемся доказать: для того, чтобы определить, подходит ли SaaS компании, важны не только и не столько размеры, но и отрасль, в которой работает предприятие, а так же его структура. В конечном итоге, крупные компании — такой же рынок для SaaS, как и средний и мелкий бизнес. Просто в России производители пришли вначале не в крупный бизнес.

Читатель может заметить: «Позвольте, но предыдущий раздел доказывал противоположное!» Однако никаких логических противоречий нет. Первый раздел был о том, что сложилось сейчас, на нашем локальном рынке — в силу комплекса причин. А данный раздел — о тенденциях развития. Именно поэтому мы будем часто апеллировать к международному опыту. К тем странах, где SaaS прошел более длинный путь. Хотя в ряде направлений уже сегодня SaaS пришел к российским корпорациям в не меньшей степени, чем к малому бизнесу. А то и в большей. И был принят…

Если говорить о сегодняшней ситуации, то можно отметить: в РФ крупный бизнес пока что в большей степени использует «облачную» инфраструктуру, нежели «облачное» ПО. Примерно так было в свое время с российской интеграцией. Сначала был упор на «железо», а потом уже на софт.

Кроме того, есть еще одна особенность. В крупных компаниях SaaS-решениями зачастую пользуются отделы. Например, отделам маркетинга с помощью SaaS-решений удобнее организовывать свою работу и коммуникации с подрядчиками. Таким образом отдельный бизнес-юнит корпорации зачастую играет роль малого и среднего бизнеса.

Отрасли народного хозяйства и SaaS

Как и во всем мире, в РФ достаточно хорошо развиты сервисы SaaS для обработки однотипных транзакций, когда поставщик услуг размещает у себя ядро системы, которая обрабатывает в массовом порядке одни и те же операции.

Для ряда отраслей (турагентства, гостиницы и авиакомпании) это означает автоматизацию ключевых бизнес-процессов. Системы Global Distribution System (GDS) позволяют продавать услуги железнодорожных и авиаперевозок, обслуживать аренду автомобилей, процесс размещения в гостиницах, продажу туристических экскурсий по всему миру. В области GDS в мире насчитывается всего несколько поставщиков (Sabre, Galileo, Amadeus). И все они работают по схеме SaaS.

Именно GDS привели SaaS в транспорт. Прежде всего — в авиацию, как в наиболее продвинутый сектор. И авиация первая привыкла к SaaS, вывела данную схему за рамки GDS. Особенно продвинулись в этом отношении две компании — SkyExpress и «Атлант-Союз», которые планомерно движутся к SaaS. Это, конечно, не гиганты рынка. Но речь идет о пионерах отрасли. А мы помним, что совсем без SaaS ни одна авиакомпания, вплоть до отечественного авиамонстра «Аэрофлота», не обошлась.

Транспорт — это не только авиация. С транспортом тесно связана логистика. Сама структура транспортного бизнеса, с множеством зачастую мелких филиалов и пространственно распределенными службами, подталкивает транспортников к использованию «облачных» решений. Примеров крупных внедрений в РФ пока совсем немного. Процесс только начался, а вот в ряде заграничных транспотно-логистических корпораций переход на SaaS уже произошел.

Цитата. «...Так, ведущий поставщик логистических услуг и оператор комбинированной перевозки — компания Orient Star Group — выбрала решение CargoSmart Private Label Sailing Schedule, чтобы эффективнее отслеживать часто меняющиеся графики движения морских перевозчиков и выделиться среди конкурентов на растущем рынке логистических компаний Китая. Высоконадежное автоматизированное решение, интегрированное с сайтом компании, позволяет Orient Star Group предлагать заказчикам в числе прочих онлайн-сервисов по электронной логистике актуальные интерактивные графики движения судов. Автоматизированные графики повысили качество предлагаемых компанией сервисов и их эксплуатационную эффективность, позволив сэкономить один день в месяц за счет обновления графиков для заказчиков. Поставщик логистических услуг и ОКП, китайская компания Shenzhen Shining Ocean International Logistics Ltd., развернула решение CargoSmart, призванное помочь клиентам обеспечить соответствие нормативным требованиям службы таможни и охраны границы США по безопасности импортера (Importer Security Filing). В соответствии с этими правилами, вступившими в силу 26 января 2009 года, импортеры в США обязаны предоставлять ряд сведений не менее чем за 24 часа до погрузки грузов на судно в иностранном порту. Несвоевременная подача сведений или сообщение неточной информации может повлечь за собой соответствующие взыскания или задержку грузов».

Телеком. Многие аналитики высказывают энтузиазм в отношении данной отрасли, но мне он кажется преувеличенным. Многие системы телекома связаны со сбором, обсчетом, анализом данных о соединениях абонентов и генерируют столько трафика, что… какой уж там SaaS! Хотя «Билайн» смело объявил о предоставлении биллинга и предбиллинга в SaaS.

Кажется, рождены — в силу профессиональных интересов — для SaaS ИТ-компании. Но если ИТ-гиганты и пойдут в SaaS, то в основном за счет экспансии в регионы. Они уже слишком автоматизированы.

Государственные структуры. Парадокс, но они имеют потенциал в интересном нам смысле. Во-первых, из-за потуг на «электронное правительство» (удачи им в столь безнадежном предприятии!). Во-вторых, потому что SaaS — стал модой. Государственный сектор напоминает «престижные» экономики древности. И решения диктуются не экономической целесообразностью, а престижностью и модой на какую-либо технологию.

Гостиничный бизнес, как и турагенства, подталкивается к SaaS как использованием GDS-решений, традиционно поставляемых по SaaS-схеме, так и удобством SaaS для создания многочисленных онлайн-услуг.

Цитата. «В декабре в обновленном здании московской гостиницы «Украина» откроется новый современный отель — Radisson Royal, Moscow. Чтобы как можно скорее привлечь в гостиницу новых клиентов, руководство отеля решило внедрить CRM систему. И выбор пал на новое SaaS CRM решение российской компании Libra Hospitality - Libra OnDemand. Это решение на базе Salesforce CRM, сконфигурированное специально для гостиничного бизнеса. Libra OnDemand автоматизирует бизнес-процессы отдела продаж и маркетинга в отеле, бронирование и банкетной службы в гостинице. Эта CRM эффективно дополняет работающие в гостинице системы управления путем четкой организации данных по гостям, синхронизации профилей клиентов, а также предлагает гибкие возможности поиска задублированной информации и объединения данных. Система включает в себя клиентский портал, с помощью которого клиенты гостиницы смогут смотреть статистику своих расчетов с гостиницей, бронировать номера и получать другую полезную информацию через Интернет.

Розничная торговля. Два фактора благоприятствуют развитию SaaS. Во-первых, распределенная структура. Во-вторых, потребность в быстром и дешевом построении филиалов. Именно поэтому в США розница — один из основных потребителей SaaS.

Нефтегазовые компании. Эти вряд ли будут тратить сверхдоходы от продажи энергоносителей на SaaS. Хотя в последние годы почти все они заинтересовались web-решениями. А там недалеко и до применения модели SaaS.

Промышленность. Не имеет единой тенденции. Скорее, все будет зависеть от того, как развивается конкретная компания и какую имеет структуру.

Стартапы

SaaS и стартапы — тема настолько уже разработанная, что можно лишь подтвердить: да, для вновь созданных компаний схема SaaS очень удобна. Впрочем, стартапы — как раз то, редко бывает большим.

Бизнес-инкубаторы, бизнес-центры и «Сколково»

Все эти структуры объединяет одно: предназначение служить единым инфраструктурным комплексом для многих компаний. Сама эта идея созвучна SaaS. «Облако», если оно, конечно, не частное — тоже инфраструктура для многих компаний. При постройке инфраструктуры, предоставлении СКС и связи очень легко выступить провайдером SaaS. Вопрос в наличии площадки, которая может выступить «облаком» слоя безопасности и интеграционного слоя. Впрочем это уже столь обширная тема, что может быть отложена для отдельной статьи. Мы осветим ее подробно и отдельно. А пока — ограничимся архитектурным наброском.

Частное «облако»

Для крупных корпораций не меньший (а то и больший!) интерес по сравнению с использованием публичного или гибридного «облака» представляет построение «облака» частного. Вот пример.

Цитата. «Опыт компании «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», использующей автоматизированную систему управления «Парус», показал, что для территориально-распределенных структур наиболее экономически выгодным и эффективным вариантом построения единого информационного пространства является работа в единой базе данных по модели Software as a Service (SaaS), в которой поставщиком «ПО как услуги» для предприятий холдинга является управляющая компания. EUROCEMENT Holding AG – международный вертикально интегрированный промышленный холдинг по производству строительных материалов. Холдинг входит в восьмерку крупнейших цементных компаний мира и объединяет 16 цементных заводов полного цикла в России, Украине и Узбекистане, заводы по производству бетона, ЖБИ и карьеры по добыче нерудных материалов, компании, специализирующиеся в сфере промышленного строительства. Производственная мощность холдинга – 37,5 млн т цемента, 10 млн м3 бетона в год. На предприятиях холдинга трудится 30 тыс. человек».

Выводы

Вывод один и очень прост. Привычное представление о том, что SaaS-модель предназначена для мелких фирм, неверно. Потребность в SaaS в не меньшей степени зависит от той отрасли, в которой работает компания. А также от того, как выстроен бизнес компании-потребителя.

Представление, что SaaS предназначен для малого бизнеса, — результат определенного этапа развития отечественного SaaS. Переход к следующему этапу обусловлен развитием отечественных SaaS-систем, более энергичным приходом мировых вендоров и построением решений с слоем безопасности и интеграционным слоем, поскольку:

Критически важные факторы для успеха здесь — масштабируемость, интеграция с существующим на предприятии программным обеспечением и соответствие бизнес-процессам.



Источник: http://www.ibusiness.ru
Категория: Бизнес-модели | Добавил: Volfson (28.11.2010) | Автор: Владислав Шелобаев
Просмотров: 1366 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Copyright М.Б.Вольфсон © 2024