Специалисты McKinsey провели опрос более 3000 топ-менеджеров компаний
и пришли к выводу, что компании, внедряющие Web 2.0 в свой бизнес,
серьезно улучшили свои показатели, как объективные, так и относительные,
в отличие от тех, кто пока обходит новые технологии стороной.
Компания на протяжении последних четырех лет следила за тем, как
предприятия используют новые социальные технологии, которые сначала
использовались лишь для связи бизнеса с потребителем, что дало толчок
веб-компаниям, таким как YouTube и Facebook. Однако последнее время эти
социальные технологии все больше перемещаются внутрь предприятий и в
отношения между предприятиями. По мнению McKinsey, во многих индустриях
был открыт новый фронт между компаниями, успешно пользующимся Web 2.0 и
теми, кто пока чувствует себя некомфортно в новой среде.
Результаты исследования
Опрос топ-менеджеров за предыдущий год (3,249 человек) помог четко
определить ситуацию. Две трети респондентов ответили, что используют Web
2.0 в своих организациях. McKinsey попросил менеджеров рассказать,
каким именно образом внедряются новые технологии и насколько это
отразилось в экономических успехах компаний по отношению к конкурентам.
Технологии Web 2.0 теперь более широко распространены
Доля компаний, использующих Web 2.0 неуклонно
растет. По данным исследования, серьезно прибавилось компаний, которые
используют социальные сети (40%) и блоги (38%). Более того, количество
сотрудников, пользующихся дюжиной технологий Web 2.0 продолжает расти.
Например, предприятия, внедрившие соц-сети, сообщают, что как минимум
51% сотрудников ими пользуется. В 2010-м году две трети респондентов
сказали, что продолжат вкладывать деньги в веб-технологии, по сравнению с
всего половиной в 2009м.
Среди респондентов, использующих Web 2.0, большинство продолжают
сообщать о том, что технологии им приносят различные коммерческие выгоды
- почти 9 из 10 сообщают хотя бы об одной. Эти выгоды разнятся от более
эффективного маркетинга до быстрого доступа к знаниям. (Рисунок 1)
Рисунок 1. Большинство респондентов говорят, что их компании извлекли существенную пользу из внедрения Web 2.0
На пути к сетевому предприятию
McKinsey проанализировали характеристики групп фирм и распределили их
по категориям в зависимости от масштаба коммерческих выгод. Анализ
выдал поразительные различия.
Среди респондентов, использующих Web 2.0,
большинство (79%) в среднем по различным показателям достигли роста на
5% или менее. (Рисунок 2). Эти компании ответили, что Web 2.0 меньше
интегрирован в повседневную работу сотрудников, чем у других компаний, и
они с меньшей вероятностью объявят о высоких уровнях сотрудничества и
обменом информацией внутри предприятия. McKinsey называет эти компании,
все еще не учащиеся основам Web 2.0, "развивающейся" группой.
Рисунок 2. Разные типы сетевых компаний получают разные выгоды
Три других типа организации, наоборот, научились извлекать большую выгоду из использования веб-технологий.
Внутренне-сетевые организации. Некоторые
компании получают выгоду от Web 2.0 в основном от использования внутри
стен компании. Опрос показывает, что предприятия в этой группе (13% от
общего числа) извлекают существенную пользу из внедрения этих технологий
во взаимодействия между сотрудниками. Топ-менеджеры этих организаций
говорят о более высоком проценте работников в Web 2.0, чем у
развивающихся компаний. Например, половина компаний из этой группы
рассказала о тесном внедрении Web 2.0 во все внутренние операции, в
отличие от всего 21% в "развивающейся" группе. По словам представителей
этого типа, информация внутри организации распространяется быстрее и
менее иерархически, сотрудничество между отделами встречается чаще, а
подход к задачам все больше проходит в проектной манере.
Внешне-сетевые организации. Другие компании
(5% от общего числа) достигли коммерческих успехов от взаимодействий за
пределами самой компании через технологии Web 2.0, позволяющие общаться
с клиентами и бизнес-партнерами, согласно результатам опроса. Директора
этих организаций говорят о более высоком проценте работников,
потребителей и партнеров, использующих технологии для работы, чем у
внутренне-сетевых, но это использование скорее направлено вовне, и связь
внутри компаний налажена не так гладко, как у предыдущего типа.
Полностью-сетевые предприятия. Наконец,
некоторые компании используют Web 2.0 революционным путем. Эта элитная
группа компаний (всего 3%), извлекают огромную выгоду из распространения
Web 2.0, вовлекая в него сотрудников, клиентов, бизнес-партнеров и
поставщиков. По показателям взаимодействия и внутри, и за пределами
компании, этот типа опередил все остальные. Эти предприятия серьезно
опередили конкурентов в степени внедрения новых технологий, работа
происходит слаженней и быстрее, качество и количество ее повышается, так
как веб-технологии позволяют преодолевать многие организационные
барьеры, замедляющие обмен информацией.
Захват конкурентного преимущества
Топ-менеджеры более сетевых компаний ответили, что они извлекли
немалую пользу из вложений в Web. Однако ключевой вопрос остается,
переносится ли эта польза в основные показатели коммерческого успеха,
выражаемого в увеличении доли рынка и прибыли?
McKinsey провели несколько статистических анализов с целью лучше
понять отношение между типом организации и тремя основными показателями:
увеличением доли рынка, операционной прибылью и лидерством на рынке.
Результаты показаны на Рисунке 3.
Увеличения доли рынка было значительно обусловлено присутствием в
полностью-сетевой или внешне-сетевой группе. По мнению специалистов
McKinsey, статистически важное доказательство того, что возможное
благодаря технологием сотрудничество с внешними партнерами помогает
организациям увеличивать долю рынка в успешной конкуренции. Это
получается за счет формирования более тесных отношений с клиентами и
вовлечения их в процесс оценки и разработки. Компании, широко
использующие Web 2.0 для обмена информацией между отделами также
сообщили о росте доли рынка.
Рисунок 3. Статистический анализ показывает влияние использования Web 2.0 на три основных показателя коммерческой эффективности
Получение большей операционной прибыли, чем у конкурентов соотносится
с другим набором факторов: способность принимать решения на более
низких уровнях корпоративной иерархии и стремление создавать рабочие
группы из штатных сотрудников и отдельных работников вне организации.
Это указывает на тот факт, что Web технологии позволяют предприятию
стать более мобильным и быстрым, так как сотрудники "на передовой" могут
действовать, не дожидаясь долгих решений от руководства, а сама
компания лучше использует интеллектуальные ресурсы за ее пределами,
увеличивая производительность и качество товаров. Результатом, согласно
опросу, является более высокий показатель прибыли.
Лидерство на рынке, которое мы приписали организациям с лучшими
показателями доли рынка, соотносится позитивно с внутренне-сетевым типом
с высоким уровнем внутреннего сотрудничества. Однако, показатель
негативно соотносится с внешне-сетевыми организациями. По мнению
McKinsey, это не указывает на то, что лучшие отношения с партнерами
ведут к ухудшению позиций на рынке. Более реалистичное объяснение в том,
что у внутренне-сетевых компаний Web 2.0 используется на усиление
внутренней инфраструктуры, делая их более устойчивыми к изменениям на
рынке, что, следовательно, позволяет им дольше удерживаться на вершине.
Новые игроки на рынке, наоборот, могут быть более сфокусированными на
внешнем использовании Web 2.0 с целью переманивая клиентов лидеров.
В целом, исследование показало, что 27% компаний показали и
увеличение доли рынка по сравнению с конкурентами, и увеличение прибыли.
Это делает их более сильными и стабильными игроками на рынке, быстрее
консолидирующими доходы в своей индустрии, их прибыль растет
стремительнее. Компании с высоким сетевым показателем имеют на 50%
большую вероятность попадания в эту успешную категорию, чем другие. Это
доказывает, что полностью-сетевой тип стал примером для успешной
конкуренции во многих отраслях.
Более того, выгода от использования коллаборативных технологий в
полностью-сетевых организациях приобретает мультипликативный характер:
эти предприятия - "постоянно учащиеся", использующие новый опыт общения с
одними партнерами для улучшения взаимодействия с другими. Если эта
гипотеза верна, то конкурентное преимущество этих компаний будет расти с
распространением сетевого эффекта и с ускорением циклов получения
опыта.
Источник: http://www.ibusiness.ru/blogs/10568 |