Суть и значение закона Парето
К 80% результата приводят 20% усилий. Остальные 80% вложенных сил дают 20% результата.
Это общая формулировка закона, выведенная Вильфредом Парето. Анализируя распределение доходов в начале ХХ века, итальянский исследователь обнаружил, что 80% капитала принадлежит 20% населения.
Аналогичные выводы были сделаны относительно разных сфер деятельности:
- 20% саженцев дают 80% урожая;
- 20% опасных факторов – причина 80% травм;
- 20% покупателей приносят 80% дохода;
- 20% сотрудников реализуют 80% продаж.
То есть, мы беремся за дело, вкладываемся в него на 100%. Из них эффективными будут лишь 20% вложений. Однако эти цифры – не аксиома. Они меняются в зависимости от обстоятельств. Соотношение может составить 30/70, 25/75, 15/85. К примеру, при грамотной организации бизнеса основная прибыль достигается благодаря 40% усилий. В обратной ситуации эффективными окажутся только 10%. В любых пропорциях усилия влияют на результат в неравной степени.
Это не значит, что можно сильно сократить отдачу в надежде, что такой подход позволит достичь баланса. Учтите нюансы:
- нельзя воспринимать пропорции буквально, поскольку в небольших выборках допустимы существенные отклонения;
- никогда неизвестно, какие конкретно вложения сработают. Если выполнять меньший объем задач, шансы на успех снижаются;
- нужно продолжать работать с максимальной отдачей, параллельно анализируя эффективность вложений и оценивая риски;
- закон хорошо работает в сферах, где важно количество, а не качество.
Принцип Парето отражает зависимость результатов от усилий. Он действует в бизнесе, обычной повседневной жизни. На него ориентируются, чтобы определить приоритетные ресурсы и факторы, требующие особого внимания и проработки. Их перечень формируется под влиянием специфики и направления бизнеса. Это может быть уникальный продукт, отличный сервис, профессиональные менеджеры.
Закономерности Парето для бизнеса:
- Основная часть ресурсов компании уходит на содержание непроизводительных сотрудников и организацию неэффективных бизнес-процессов. Избавляйтесь от ненужных звеньев в цепочках рабочих процессов и специалистов, которые не хотят работать качественно. Это позволит высвободить ресурсы на модернизацию и расширение проекта.
- Основная часть прибыли поступает за счет небольшой доли постоянных покупателей. Сконцентрируйтесь на данной части клиентов, разрабатывайте эффективные стратегии по удержанию с дополнительными бонусами, акциями, подарками. Это выгоднее, чем постоянно вкладываться в привлечение новых посетителей.
- Реализацию большинства необходимых бизнес-процессов обеспечивает меньшая часть коллектива. Выделите должности и специалистов, без которых компания не сможет существовать. Подумайте, возможно есть смысл возложить на них малозначимые функции и увеличить оплату труда, а экономически невыгодных сотрудников уволить.
Исходя из таких закономерностей, можно корректировать регламенты и режим работы любой компании. Это поможет улучшить результативность труда, оптимизировать ресурсную базу, расширить масштабы деятельности, охватить новые рынки.
Как применять закон в бизнесе?
Сформулированные Парето правила используются в различных бизнес-сферах для:
- повышения продаж и прибыли;
- улучшения работы персонала;
- расчета инвестиций в рекламу.
Маркетинг и менеджмент – те направления, в которых принцип работает практически безотказно. Рассмотрим актуальные способы применения.
Способ №1: Анализ аудитории
По закону Парето 80% дохода интернет-магазин получает от 20% покупателей. Проверьте, верно ли утверждение в вашем случае. Выявив подобную закономерность, хорошенько изучите эту клиентскую долю и направьте усилия на ее поддержание.
Составьте анкету-опросник и разведайте максимум подробностей о клиентах, которые покупают на сайте чаще и больше всего:
- кто они – демография, возраст, психология, географические данные, увлечения, интересы;
- что покупают – основной или сопутствующий товар;
- сколько денег на покупку тратят – размер среднего чека;
- откуда приходят на сайт – через соцсети, контекстную рекламу, поисковые системы или другие каналы трафика;
- на какой контент обращают внимание – рекомендации в блогах, рекламные предложения, полезные статьи и обзоры.
Делайте основные ставки на каналы и контент, пользующиеся популярностью у постоянных клиентов. Продвигайте, расширяйте и оптимизируйте их. Тратить много времени на аудиторию, которая покупает крайне мало и редко, не стоит.
Способ №2: Анализ ассортимента
Еще одно распространенное правило Парето – 20% продукции дает 80% продаж. Если это работает в отношении вашей компании, сосредоточьтесь на наиболее выгодных позициях с точки зрения прибыли. Определить их можно с помощью систем аналитики, программ автоматизированного учета.
Дополнительным источником информации послужат:
- рейтинги баннерных и тизерных сетей;
- сервисы анализа спроса и мониторинга рекламы;
- социальные платформы;
- анализаторы ключевых слов в Google и «Яндекс».
Закупайте больше тех товаров, которые популярны среди потребителей, следите за их достаточным количеством на складе. Работайте над этими категориями: периодически пересматривайте ассортимент, улучшайте предложение, продвигайте продукт через различные рекламные каналы. Естественно, что другие позиции тоже должны присутствовать, но в меньшем количестве.
Способ №3: SEO-продвижение
SEO – один из самых эффективных инструментов привлечения трафика. Чтобы оптимизация была продуктивной, необходимо подобрать ключевые слова и сформировать правильное семантическое ядро сайта. Согласно закону, 80% потенциальных покупателей приведут 20% применяемых ключевых фраз.
Выяснить, так ли это, помогут сервисы SEMRush и Google Analytics. Иногда сайты ранжируются по нескольким ключевым словам, дающим максимально возможный объем трафика.
Используйте продуктивные для вашей сферы ключевики, а также:
- создавайте интересный и полезный контент;
- позаботьтесь о его качестве;
- предоставляйте релевантную информацию.
Зачастую на практике интернет-магазинов огромная часть рекламного бюджета расходуется впустую. Несложно догадаться, что это те самые 80%. В цель попадает лишь 20% рекламных активностей. На старте предприниматели тестируют все подряд, поскольку не знают, что именно выстрелит: контекстная реклама, инфлюенс-маркетинг, баннеры или таргетированные объявления в соцсетях.
Анализируйте целевую аудиторию компании, ее среду обитания, запросы и потребности. Отслеживайте задействованные каналы и определяйте источники, с которых поступает основной трафик. Неэффективные расходы следует сократить. Сфокусируйтесь на правильных источниках трафика, которые приводят больше клиентов. Ключевое правило «отзывчивого маркетинга»: посылайте сигнал и работайте с теми, кто на него реагирует.
Способ №5: Отработка возражений
Большинство жалоб на компанию, продукт или услугу оставляют 20% потребителей. Иногда среди них есть и те, кто ни разу не совершал покупку на сайте. С жалобами сталкивается даже успешный бизнес. Этот факт нужно учитывать при создании регламентов работы службы поддержки.
Рассматривайте все возражения и негативные комментарии, постарайтесь оперативно решать возникающие проблемы или хотя бы снижать их количество. Применяйте принцип Парето: 20% от общей аудитории требует львиную долю внимания. Если вовремя отрабатывать негатив, он не будет давать неприятных последствий для бизнеса.
Способ №6: Управление персоналом
20% сотрудников интернет-магазина работают на «5+», оставшаяся часть – на «2-3-4». При этом лишь 20% затрат энергии «отличников» действительно с лихвой окупаются. Так ли это у вас? По закону Парето основной доле коллектива свойственно пассивное поведение.
Предположим, что вы всех их уволили и приняли на работу новых специалистов. Но правила гласят, что только 20% из них будут высокоэффективны. Поэтому нет смысла бросаться в крайности. Ситуация кажется замкнутым кругом.
Чтобы из него выйти, рекомендуем:
- Разработать качественную систему мотивации для персонала.
- Внедрить тайм-менеджмент.
- Уволить откровенно халтурящих сотрудников.
Источник: https://www.insales.ru/blogs/university/zakon-pareto-v-biznese |