E-business
Четверг, 28.11.2024, 05:59
| RSS
Добро пожаловать на сайт об электронном бизнесе!

Главная Каталог статей
Меню сайта
Категории раздела
Маркетинг и реклама [111]
Электронные платежи [24]
Электронная торговля [91]
Мобильная коммерция [26]
Бизнес-модели [22]
Интернет, социальные сервисы [22]
Цифровая экономика, информационное общество [6]
IT инфраструктура [39]
Статистика
Главная » Статьи » Электронная торговля

2012 год в российской e-commerce: тренды, скандалы, сделки

7 трендов года

1. Многоканальность, взаимодействие онлайна и офлайна, - один из важнейших трендов минувшего года. В начале 2012 года торговая группа X5 запустила свой электронный стол заказов E5 на базе сети универсамов "Перекресток". Е5 оперся на мощные логистические и складские возможности офлайновой сети. Интернет-магазин, через который продаются непродовольственные товары, дополнил для Х5 основное направление бизнеса - продовольственную розницу (торговые сети "Пятерочка", "Перекресток", "Копейка"). В отличие от предыдущих онлайн-проектов Х5 (Bolero.ru и 003.ru), Е5 удалось достичь высокой синергии с основным бизнесом. Чтобы привлечь массового покупателя, E5 изначально позиционировался не как интернет-магазин, а как "электронный стол заказов "Перекрестка". Грамотные решения. И они обеспечили Е5 быстрый старт и бурное развитие.

Розничная мультиканальная сеть Enter.Связной запустилась чуть раньше, в конце 2011 года. И с лету вошла в число лидеров онлайн-продаж. Общий оборот Enter чуть менее чем за год работы (с 24 ноября 2011 по 1 октября 2012)- 1,52 млрд рублей (с НДС). Основными каналами продаж стали терминалы Enter (34%), сайт www.enter.ru и колл-центр.

Одновременно с этим "классические" интернет-магазины потянулись в офлайн. "Сотмаркет" планирует развернуть в следующем году сеть из 45 офлайновых магазинов. Сходные планы есть и у электронного гипермаркета "Закажи".

2. Электронная торговля стала более привычной для рядового потребителя. Россияне постепенно преодолевают свою инертность и недоверие к покупкам через Интернет.

3. Бум сервисов онлайн-кредитования. Покупателей привлекает возможность не копить деньги и не ждать до зарплаты для того, чтобы совершить крупную покупку. А интернет-магазинам возможность продавать в кредит может принести увеличение среднего чека и объема продаж. Спрос есть с обеих сторон. Именно поэтому два конкурирующих сервиса - "КупиВкредит" от ТКС-банка и "Все в кредит" в минувшем году встраивались во все, что можно, и открывали представительства в регионах. "КупиВкредит", похоже, сделал ставку на интеграцию с ПО для электронной торговли ("1С Битрикс", Open Card, Joomla Virtuemart, Amiro.CMS и др.), а также партнерство с поставщиками услуг(Ritm-Z). "ВсеВкредит" грамотно продвигается в регионы: там спрос на потребительские кредиты выше, чем в Москве. Рынок онлайн-кредитов пока еще только формируется, но конкуренция на нем уже присутствует. Возможно, побочным эффектом развития этого рынка станет рост интернет-продаж в товарных сегментах с большой суммой чека: мебель, крупная бытовая техника.

4. Феерический рост показал сегмент одежды и обуви. По данным РБК, он увеличился на 150%. Объем интернет-продаж за неполный 2012 год составил 51,7 млрд руб., против 20,7 млрд в 2011 году. По объему продаж эта товарная категория вырвалась на 2 место после цифровой техники.

Правда, некоторые аналитики (в частности, Борис Овчинников, Data Insight) считают, что этот рынок достиг своего временного потолка роста. Но через год-два, максимум три, "созреет" новая аудитория покупателей, и тогда рынку прочат новый виток.

Видимо, в расчете на это в сегменте одежды и обуви происходят самые заметные движения. Яндекс запустил виртуальный гипермаркет одежды – "Яндекс.Гардероб", а Mail.ru аналогичный сервис "Одежда.Mail.ru". В сектор притекают все новые и новые инвестиции. Так в 2012 году OZON прикупил интернет-магазин обуви Sapato, а Lamoda получила одно из самых значительных финансовых вливаний в Рунете.

5. Привлечение крупных инвестиций. В этом плане 2012 год можно назвать революционным. Никогда раньше инвестиции не привлекались в таких масштабах. Еще 2 года назад вливания шли только в специально разработанные "под инвестора" проекты. А в 2012 году, кроме Lamoda, крупные инвестиции получили Delivery Club, "Все инструменты",Mebelrama.ru, "Юлмарт", "Закажи", "Сотмаркет" и другие.

6.Россияне все больше покупают в зарубежных интернет-магазинах. Одни соблазняются дешевой китайской электроникой с Taobao, другие – модной одеждой из Германии. Ежегодно поток доставок из-за рубежа "увеличивается, по данным "Почты России" на 50%. Внутрироссийский оборот электронной торговли прирастает в два раза медленнее – в среднем на 25% в год. Основные страны-импортеры в посылочной торговле – США и Германия. В сумме из этих двух стран приходит около 70% посылок с заказами. Что касается мелких пакетов с товарными вложениями, тут лидеры Китай (43%) и Гонконг (19%). 41% товаров, пересылаемых в Россию, – одежда и обувь известных брендов. 16% - электроника.

Паниковать по этому поводу рано. Маловероятно, что в ближайшем будущем иностранные онлайн-продавцы станут серьезными конкурентами для российских интернет-магазинов. Тем не менее, доля покупок за рубежом достигнет 10% от объема всех интернет-покупок и будет постепенно увеличиваться, прогнозируют эксперты.

7. Государство все больше вторгается в сферу Интернета. С тех пор, как дневная посещаемость Яндекса приблизилась к дневной же аудитории общенациональных телеканалов, это было неизбежно. Что касается электронной торговли, с одной стороны, государственная регуляции в этой сфере необходима. Рынок растет, структурируется и перестает быть "диким". Вмешательство госрегулятора может (и должно быть) полезным. Например, без давления со стороны государства не удастся добиться от международных платежных систем снижения межбанковской комиссии и, соответственно, уменьшения стоимости эквайринга.

Но государство чаще выступает в амплуа "тащить и не пущать". Вместо усовершенствования правил дистанционной торговли в минувшем году мы дождались создания "черных списков". В июле Госдума приняла скандально известный Федеральный закон № 139-ФЗ, предлагающий создание "черного списка" интернет-ресурсов с противоправным контентом (детской порнографией, пропагандой наркотиков и суицида). Закон вызвал бурные протесты в Сети, которые закончились ничем. "Черный список" был создан, в нем успели побывать Google и YouTube, Википедия и Луркмор. Что доказывает: в зоне риска находится любой сайт, где какую-либо часть контента могут добавлять рядовые пользователи.

Тем временем, власти обещают и дальше регламентировать Интернет. Проект комплексного закона об Интернете Госдума грозится представить уже в апреле 2013 года.

Cделка-2012

1. Инвестиции в Lamoda. В сентябре 2012 года было объявлено о сделке, которую эксперты назвали крупнейшим инвестиционным вливанием за всю историю российской электронной торговли. Инвестиционное подразделение JP Morgan Chase & Co вложило от $55 млн до $80 млн в интернет-магазин одежды и обуви Lamoda, выкупив миноритарный пакет его акций.

2.Покупка OZON интернет-магазина обуви Sapato.ru. О своих намерениях OZON заговорил еще в декабре 2011. На тот момент проект, по мнению экспертов, был убыточен. Сделка была заключена в феврале 2012 года, ее сумма до сих пор не разглашается

3.Продажа "Яндекс.Денег" Сбербанку . 75% минус одна акция "Яндекс.Денег" обошлись Сбербанку в $60 млн. В ближайшем будущем платежная система предложит пользователям новые продукты, созданные совместно со стратегическим партнером. Уже в первой половине 2013 "Яндекс.Деньги" обещают запустить новое решение для электронной коммерции, которое должно сделать более удобной оплату покупок в Интернете.

Событие года

1. Приход в Россию крупнейшего западного интернет-аукциона - eBay. В июле 2012 года главой российского представительства eBay был назначен Владимир Долгов. В свое время топ-менеджер занимал должность технического, а затем и генерального директора OZON.ru. В его послужном списке также разворачивание фактически с нуля офиса Google в России. Идеальная кандидатура для западной компании, которая хочет внедриться на российский рынок. Однако пока деятельность eBay России все еще сковывается теми ограничениями, с которыми здесь работает платежная система PayPal.

2. В России прошла первая специализированная выставка технологий для электронной торговли - ECOM Expo (организатор- Oborot.ru. Выставку посетили более 2,5 тыс. человек, которые смогли "пощупать" новейшие технологии для повышения эффективности интернет-бизнеса. Посещение и участие в мастер-класах для владельцев и менеджеров онлайн-магазинов было бесплатным.

3. У игроков рынка появилась идея организовать предновогодний (либо посленовогодний) сезон онлайн-распродаж, который мог бы стартовать с дня больших скидок, наподобие американского "киберпонедельника". Такое намерение озвучили "Сотмаркет" и Wikimart.

Провал года

1. Купонные сервисы. В начале октября 2012 года объявил о банкротстве один из 5 самых крупных купонных сервисов в России – Bigbuzzy. А перед этим, летом, обанкротившаяся турфирма "Эль Вояж" обвинила в своих проблемах купонные сервисы, которые якобы вовремя не перевели на счет фирмы деньги, вырученные за продажу путевок. Возможно, бизнес-модель купонных сервисов сильно переоценена. Это косвенно подтверждается тем фактом, что практически никто из них не раскрывает своих коммерческих показателей.

2. Мобильная коммерция. О продажах через мобильные сайты и приложения эксперты все чаще говорят как об очень перспективном канале. Однако пока продажи через мобильные устройства дают не более 10% оборота в российской e-commerce. Впрочем, в России насчитывается уже 8 млн. android-устройств, 1 млн iPad и 4 млн iPhone. В сумме это дает 13 млн мобильных экранов. Так что остается всего пара лет до того момента, когда мобильные продажи станут "трендом года".

3. Скандальное закрытие популярных сервисных компаний: Dexpost и WellPay . В случае со службой доставки Dexpost осталось множество недовольных клиентов. На форуме Oborot.ru до сих пор обсуждается возможность подать коллективный иск.

4. Продажи через социальные сети. Социальную коммерцию, как и мобильную, пророчат уже который год. В SMM вкладываются все большие деньги. И тем не менее, американским ритейлерам соцсети приводят всего 1% покупателей. В России общая доля переходов на сайты интернет-магазинов из социальных сетей пока составляет 1,66% от всего трафика. А следовательно, значение соцсетей с точки зрения продаж пока сильно переоценивается.

Интернет-магазин года

В этой категории мы оценивали не столько объем продаж, сколько динамику развития: инновационность идей и решений, присутствие компании в медиасфере.

1)E5. Стремительный старт, оригинальность формата, великолепное использование тех возможностей, которые есть у офлайновых торговых сетей – бесспорно, Е5 достоин занять место в списке самых успешных новых проектов года. Онлайн-проект X5 Group открылся в феврале 2012, а концу года уже имел месячный оборот более 100 млн руб., 3,5 тыс. заказов за день и суточную посещаемость сайта - 150 тыс. уникальных посетителей.

2)"Сотмаркет" показал в 2012 году хороший рост продаж. Входит в топ-10 крупнейших интернет-магазинов Рунета, и занимает третье место по обороту. У компании есть своих офисы и пункты выдачи в 130 городах России, а в конце 2012 года она открыла флагманский бутик в Москве и озвучила планы развернуть собственную сеть офлайновых магазинов.

3)"Юлмарт" в этом году окончательно репозиционировал свой оригинальный формат торговли как "кибермаркет". 2012 год стал для компании годом активного продвижения, в том числе и в регионы. Креативные рекламные акции, более 150 тыс. посетителей в день на сайте, невероятно высокая (по данным пресс-службы "Юлмарта") конверсия посетителей в покупателей (4-8%), выдача заказов в 31 российском городе, круглосуточные магазины в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Все это позволяет по праву включить "Юлмарт" в пятерку "магазинов года" по версии Oborot.ru.

.4) Delivery Club – агрегатор онлайн-заказов готовой еды и продуктов питания. Осенью 2011 года проект получил первый транш от фонда AddVenture, а в сентябре 2012 года – второй. В сумме инвестиции составили около 5 млн. долларов. Проект показал взрывной рост. Уже осенью 2012 года до 30% онлайн-заказов еды из ресторанов Москвы и Петербурга проходило через Delivery Сlub (по заявлениям представителей компании). К 2015 году эту долю планируется довести до 50%. Новая для российского рынка бизнес-модель является на данный момент достаточно успешной.

5)eBay. Вход на российский рынок западного интернет-аукциона стал заметным событием. Правда, в число "магазинов года" мы включили его частично "в счет будущих заслуг". eBay не промахнулcя с выбором российского топ-менеджера, а это одно из ключевых условий для успешной работы зарубежной компании на российском рынке.



Источник: http://www.oborot.ru/article/555/24
Категория: Электронная торговля | Добавил: Volfson (22.01.2013) | Автор: Дарья Костенко
Просмотров: 803 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Copyright М.Б.Вольфсон © 2024