Как вы понимаете, анализировать информацию необходимо из наиболее
ключевых моментов, касаемых функционирования самого магазина (в данной
статье мы не рассматриваем бизнес-процессы): реклама и позиционирование, источники трафика, источники продаж, поведение пользователей и заказы. Попробуем рассмотреть каждый из этих моментов более пристально.
Реклама интернет-магазина
Изучим контекстные сети. Смотрим "Яндекс.Директ" по вкладке "Статистика" и фильтруем информацию за год.
- Анализируем вкладку "Фразы по дням" с группировкой
"по годам" и смотрим наиболее эффективные и неэффективные ключевые
слова. Если у вас не стоит связка "Метрики" и "Директа", то сделать
должные выводы будет достаточно сложно, т.к. будет отображаться обычная
информация без учета конверсии и стоимости клиента.
- Смотрим "Регионы". Отличная вещь для тех, кто торгует по
всей стране. Показывает не только эффективность слов в конкретных
городах, но и позволяет в будущем четко таргетировать целевую аудиторию.
Смотрим по CTR и конверсии, кто вам более всего выгоден в плане
привлечения через "Директ". Возможно, привлечение регионального клиента
обойдется в два раза дешевле, чем московского (хотя может упасть средний
заказ - всё зависит от специфики).
- "Площадки". Вроде бы, с первого взгляда, толку мало от
подобной вкладки, но при детальном изучении, мы получаем отличный
источник информации о том, где "тусуется" целевая аудитория. Если
площадки-доноры не почтовые сервисы, то это одна из причин задуматься о
возможном размещении на них медийной рекламы. Не стоит лихорадочно
бросаться на все площадки: "Яндекс" любит подсунуть информацию в любом
подходящем месте на основе прошлых поисковых запросов или информации
пользователей. Впрочем, как и Google.
- Сравнили за год? Теперь включаем фильтр и отражение по
месяцам и заносим затраты и расходы по всем кампаниям помесячно в
таблицу Exсel. Должно получиться что-то наподобие такого.
Seo-продвижение. Главный показатель - ключевое слово и его
позиция. Озадачивая своего seo-шника тем или иным поисковым запросом, вы
должны получить статистику по его росту в поисковике. Идем в
"Вебмастер" "Яндекса" и смотрим вкладку "Поисковые запросы" со всеми
подкатегориями в ней. Одновременно с этим открываем "Яндекс.Метрику",
пункт "Источники", далее "Поисковые фразы" и ставим фильтр на нужную вам
поисковую систему (если seo-продвижение интернет-магазина проводится
под конкретный поисковик).
Суть в том, что необходимо проанализировать два параметра:
- ключевые слова, которые ваш seo-шник выбрал в качестве слов для продвижения;
- и конверсию с этих слов.
Сделать это можно просто: ищите само слово, смотрите посещаемость
по нему, процент отказа и процент по достигнутым целям, которые и
сообщат вам о реальной продающей способности того или иного слова.
Прикинув среднюю стоимость seo-продвижения этого слова в месяц (а именно
так делают все seo-оптимизаторы) и чистую конверсию с поиска по нему,
можно сделать вывод, стоило ли оно вложенных в его продвижение средств
или нет.
Для чего "Вебмастер", спросите вы? Чтобы оценить работу и
эффективность самого seo-шника. По любому из ключевых слов можно
посмотреть историю позиций и отследить рост и падение в выдаче. Если
ключевое слово стабильно держится в нужном вам диапазоне (ТОП3, ТОП5),
приносит хорошую конверсию, а seo-шник предлагает вам увеличить бюджет
по нему на 30%, возможно, есть повод задуматься над целесообразностью
данного предложения и попросить уточнить его причины. Добавляем данные
по расходам на seo-оптимизацию и продвижение в таблицу.
Медийная реклама. Тут совсем просто. Смотрим по переходам и конверсии с "Сайтов" графы "Источники" Яндекс.Метрики. Вносим и эти данные в таблицу.
Если имеются иные источники рекламы (партнерки, реклама в
социальных сетях, либо что-то еще, ведомое только вам - вносим). Должна
получиться следующая таблица.
Можете просчитать средний процент рекламы в марже товара. Таким
образом, вы получите наглядную таблицу с произведенными вами расходами
на рекламу. Учитывая проведенный выше анализ, уже можно смело делать
выводы, какие каналы рекламы и методы дают больше всего прибыли, а какие
работают в холостую.
Источники трафика и продаж для интернет-магазина
Сторонние сайты. Оценить их довольно просто. Берется общая
статистика по "Источники" - "Сайты" в разрезе года и смотрится сверху
вниз каждая площадка. При нажатии на расположенный рядом с ней "+"
система выдает все страницы данной площадки, с которых был переход на
сайт магазина. Почему "Метрика"? В ней удобно смотреть сами
страницы-доноры, т.к. Google почему-то не открывает их в новом окне.
Отличный повод освежить воспоминания ваших акций и упоминаний ваших
товаров на страницах других сайтов.
Аналогичным образом просматриваете статистику по площадкам с
фильтром по выставленным "Целям". С теми площадками, по которым меньше
всего процент достижения целей, либо он вообще отсутствует, можно смело
прекращать "работать" и тратить на них свое время.
Интересно изучить внутренние переходы по сайту и отложенную
конверсию. Нередки случаи добавления пользователем страницы товара в
закладки браузера и ее дальнейшего просмотра спустя какое-то время. В
некоторых случаях уровень конверсии по магазину с таких страниц может
быть на втором месте после конверсии со сторонних сайтов.
Поведение пользователей
Отлично подойдет для изучения и "Яндекс.Метрика", и Analytics.
Начнем с "Метрики": пункт "Трафик" - "Общее число визитов" наглядно
покажет вам, сколько раз "средний" пользователь заходил к вам в
интернет-магазин и краткую информацию по его поведению (просмотры, их
глубина, отказы).
Расшифруем: 1 раз к вам заходили 32 672 раза. "1 разовые" (да простят
меня клиенты) клиенты просмотрели 71 932 страниц. На каждого
одноразового приходится по 2,2 страницы со средним времяпребыванием 2,33
минуты. И так далее, по аналогии. Суть в том, что график наглядно
показывает поведение и реакцию посетителей магазина. Так, например,
слишком низкое время на сайте для группы "1" может говорить о низком
качестве посадочных страниц (неудовлетворенность предложением, нехватка
доверия к магазину и прочее). Высокий уровень глубины просмотра страниц
группой постоянных посетителей (2-3, 4-7, 8-15) может давать повод
говорить о том, что это ваши постоянные клиенты, которые удовлетворены
уровнем магазина и ищут что-либо еще внутри него. Возможно, стоит
подумать о расширении ассортимента и предложения. В общем, если
вдуматься в него, то можно сделать много интересных выводов.
С фильтром "Цель", график отлично показывает, кто является вашей
покупательской аудиторией, насколько она постоянна или обновляема.
Исходя из этого, можно прогнозировать проведение акций по повторным
продажам.
В Google Analytics графа "Поведение" - "Новые и вернувшиеся"
отражает процентное соотношение вашей аудитории, что также позволяет
прогнозировать и составлять рекламные и маркетинговые кампании из
расчета конкретной группы посетителей.
Отличное представление о удобстве и юзабилити интернет-магазина
дает "карта кликов", которая вам подскажет наиболее "кликабельные" места
в структуре. Но, с учетом того, что за год в дизайне и структуре
интернет-магазина может многое меняться, целесообразнее всего делать
разбивку в этой графе по небольшим периодам (2-3 месяца) и отслеживать
информацию уже именно в них. Посмотрите главную страницу, страницу
категории, окиньте взглядом информационные страницы. Иногда пользователи
пытаются щелкнуть и узнать что-либо о каком то фрагменте, а он
неактивный для его изучения. Подумайте над тем, чтобы сделать его
рабочим и информационным. Удовлетворенный посетитель = потенциальный
клиент.
"Карта ссылок" покажет задействование всех ссылок в интерфейсе.
Низкое количество переходов по какой-либо из них может говорить о
нескольких вещах:
- либо ссылка неинформативна;
- либо расположена в "неправильном месте".
В обоих случаях стоит пересмотреть:
- либо ее расположение;
- либо ее использование.
"География и геотаргетинг" наглядно отразит вам местонахождение
ваших посетителей. Работаете на Москву, а по статистике идут посещения
из области и Санкт-Петербурга. Есть смысл задуматься над расширением
зоны доставки интернет-магазина. Как вариант, попробовать обкатать
контекстную сеть на этом регионе в полную силу.
Аналогичным образом смотрим возрастную категорию и пол ваших
клиентов. Эти данные дадут вам представление о более точном формировании
ассортимента продукции и способах и площадках его рекламы.
Заказы
Можете отследить и проанализировать их как инструментами вашей
CMS, так и инструментами статистики. CMS даст статистику по конечным
продажам, "Метрики" и Analitycs смогут дать и по незаконченным.
Например, "Популярное содержание" выдает самые популярные
страницы, которые были просмотрены вашими посетителями за весь период.
Отбросив главную и информационные страницы, можно получить ТОП
интересующих ваших посетителей товаров.
Сравните информацию по статусам заказов внутри CMS - частые
возвраты по одноименным позициям могут говорить о разных причинах:
начиная от неудовлетворенности предложением (недостоверная информация о
товаре, спад спроса, появление на рынке лучшего предложения), заканчивая
бракованной продукцией, обманом поставщика, или нарушением условий ее
доставки, хранения, обслуживания.
Выпишите все замечания и отзывы (в том числе в поиске по фразе
"отзывы название интернет-магазина", "кто покупал название
интернет-магазина" и т.п.), проверьте все комментарии клиентов к заказам
- вы должны знать, чем он недоволен и чего желает. Эта информация
позволит вам избежать ошибок прошлого и удовлетворить все потребности
клиента в будущем.
Итог
Возможно, вам покажется, что статья содержит в себе описание
основных функций сервисов статистики. Это не так. Эти сервисы - ваш
единственный инструмент анализа при работе с интернет-магазином, поэтому
необходимо использовать по максимуму их возможностей и функций. Только
так можно быть в курсе всего, что творится внутри вашего предприятия.
Цель этой статьи - донести то, что любая информация, полученная с
помощью данных инструментов, должна рассматриваться с разных точек
зрения и применительно к разным факторам и ситуациям на разных
промежутках времени. Не бойтесь экспериментировать и сравнивать данные
за пол года, три месяца, помесячно, менять способы отображения
информации (линии, диаграммы, круги и т.п.). Неизменным должно быть одно
- постоянное отслеживание роста или падений тех или иных параметров.
Эти параметры и указывают на те или иные причины успехов или неудач.
Успешных продаж!
Источник: http://www.e-pepper.ru/analiz-godovoj-raboty-internet-magazina/?utm_source=feedburner |