Хорошо продуманная коммерция и хороший сайт на
современном высоко-конкурентном рынке сами по себе уже не приносят
грандиозного успеха, именно поэтому у большинства интернет-магазинов
бюджет на продвижение в разы больше, чем на создание.
Самое главное – продвижение должно быть нацелено на
долгосрочные результаты: создание лояльности среди потребителей и, в
конечном итоге, приверженности, при этом, конечно, не забывая о
привлечении новых покупателей. Важно заставлять покупателей возвращаться
в магазин снова и снова, именно за счет этого живут все крупнейшие
интернет-магазины.
Все это должна учитывать единая маркетинговая
стратегия, в которой будут заложены инструменты привлечения новых
потенциальных покупателей и удержания старых – только так можно привести
магазин к настоящему успеху, ведь, как известно, 80% прибыли приносят
20% постоянных покупателей.
Продвижение в виртуальном мире
Для интернет-магазина Сеть – это главная
коммуникационная площадка, основное продвижение будет проходить именно
тут. Эффективных каналов продвижения довольно много, обо всем по
порядку.
Торговые площадки
Первое место, где обязательно стоит зарегистрировать
новый интернет-магазин, – это торговые площадки, тем более, если учесть
что регистрация бесплатна, а покупателей там уже очень много.
В рунете есть несколько популярных площадок такого типа: Яндекс.Маркет, bigmir)net МАГАЗИНЫ, Price.RU и Price.ua, Товары@Mail.Ru, ГОРБУШКА.РУ, ShopTop.ru, МАГИНФО, Hot Line, Shoplist,UA SHOPS, МетаМаркет, e-Katalog.com.ua и другие, для магазинов с англоязычным интерфейсом можно добавить в Google Product Search, Yahoo! Shopping, Shopping.com, Bing shopping, PriceGrabber.com, Shopzilla и другие.
В результате товары интернет-магазина будут размещены
на торговых площадках, а потенциальные покупатели будут ежедневно
посещать магазин.
Продвижение в поисковых системах (SEO)
Один из основных каналов продвижения
интернет-магазина на сегодняшний день. Дает постоянный поток новых
потенциальных клиентов из поисковых систем, которые целенаправленно
искали определенный продукт.
На сегодняшний день в России 50,8% пользователей
используют Яндекс, 33,1% – Google для поиска нужной информации (по
данным статистики «LiveInternet» за февраль 2010 года); В Украине 74,94%
– Google и 18,27% – Яндекс (по данным «bigmir)net» за декабрь 2009
года). Соответственно и продвижение будет происходить преимущественно в
этих двух поисковых системах, т.к. они обрабатывают 85-95% всех запросов
от пользователей.
Для продвижения нужно подобрать популярные запросы,
это можно сделать с помощью специальных инструментов поисковых систем
(сервис подбора слов от Google: https://adwords.google.com.ru/select/KeywordToolExternal и от Яндекс: http://wordstat.yandex.ru/),
хотя лучше поручить это специалисту. Важно продвигаться по «продающим
запросам», когда человек ищет не просто продукт, а уже готов его купить,
например, если интернет-магазин продает холодильники, таким запросом
будет «купить холодильник» – пользователь явно уже готов совершить
покупку. С продающих запросов конверсия будет намного выше (например, по
запросу «купить мобильный телефон» в www.google.com.ua можно увидеть
много известных интернет-магазинов: Fotomag, ROZETKA, АЛЛО и другие).
SEO можно заняться как собственными силами, так и
отдать подрядчику. Опыт показывает, что своими силами проекты редко
добиваются отличных результатов, поэтому не стоит экономить на этом и
отдать профессиональной компании: на продажах не экономят.
Продвигаться нужно либо в топ 10, либо в топ 5,
иногда продвигаются даже в топ 3, но это недешево, особенно в
конкурентных тематиках, а значительного преимущества не принесет. Все
позиции за первой десяткой практически не приносят эффективности. Ссылки
с результатов поиска должны вести на искомый продукт. При этом всегда
есть значительный риск, что оговоренные позиции не будут достигнуты
(вывод на первые места в среднем длиться 3-4 месяца, потом будет
поддержка на первых местах). Это - специфика данной сферы, поэтому можно
смело требовать от подрядчика 100% ответственности. Компаний, которые
могут предоставить такие условия, мало (для этого нужно быть
первоклассными профессионалами,) но они есть, распространенное условие –
возврат оплаты по словам, которые не вышли в топ.
В результате интернет-магазин будет легко находиться в
поисковых системах при поиске определенных категорий продуктов и будет
ежедневно посещаться потенциальными клиентами.
Контекстная реклама
Реклама, которая показывается на тематических
страницах, прежде всего в результатах поиска и на тематических
сайтах-партнерах, с оплатой за нажатие. Задумка хорошая, но
эффективность постепенно падает, сейчас можно часто слышать такое
понятие как «фальшивые клики», когда на рекламу нажимают не
потенциальные клиенты, а прямые конкуренты с целью потратить впустую
деньги рекламодателя. Сейчас процент «фальшивых кликов» по разным
подсчетам может доходить до 30%, однако остальные 70% – это все же
потенциальные клиенты, поэтому этот инструмент нужно использовать.
На данный момент в рунете существуют три основные системы контекстной рекламы: Яндекс.Директ, Google AdWords и Begun.
Для России самой эффективной площадкой будет Яндекс.Директ, затем
Google AdWords, затем Begun; Для Украины Google AdWords, Яндекс.Директ и
после Begun, причем последним сервисом в Украине пользуются редко.
Контекстная реклама показывается с привязкой к
ключевым словам, её можно показывать по тем же словам, что и
продвигается сайт с помощью SEO. Это будет особо эффективно, пока сайт
не выйдет в топ, затем слова стоит сменить на общие (продвижение в
поисковых системах целесообразно по «продающим» словам и
узкоспециализированным, а по «общим» обычно слишком размытая целевая
аудитория и продвигаться нет смысла, но есть смысл показывать
контекстную рекламу, чтобы охватить тот небольшой кусочек целевой
аудитории, который есть в «общих» словах). Таким образом, по «продающим»
словам потенциальные клиенты будут приходить с результатов выдачи, а по
«общим» - с контекстной рекламы: охватывается вся целевая аудитория.
Также у контекстной рекламы можно настроить таргетинг
по разным параметрам и, прежде всего, по географическому региону, чтобы
реклама показывалась только потребителям из целевого для
интернет-магазина региона, на некоторых площадках можно настроить
социальный таргетинг по полу, возрасту, интересам и т.
В результате рекламу интернет-магазина будут видеть
на тематических страничках, и ежедневно на сайт интернет-магазина будут
заходить потенциальные клиенты.
Баннерная реклама
По сути - дорогой имиджевый инструмент, который
хорошо подходит для создания узнаваемости. Непосредственных продаж почти
не приносит, также как и посетителей на сайт, но элемент в общей
маркетинговой стратегии важный.
Рекламироваться нужно на тематических площадках, где
много целевой аудитории интернет-магазина. Для товаров массового
потребления можно рекламироваться на обще-тематических порталах типа http://meta.ua/, http://www.rambler.ru/, http://www.mail.ru/ и другие.
Сами баннеры можно сделать нестандартными, например, в
текстовом (HTML) формате с несколькими популярными товарами, ценами и
кнопками «купить» к каждому из них, а сами товары можно динамически
менять. Такой нехитрый ход повысит кликабельность баннера и может
привести немало потенциальных покупателей на сайт.
На многих рекламных площадках есть возможность настройки географического таргетинга, а на некоторых - даже социального.
В результате интернет-магазин будут узнавать, к нему повысится доверие, и этот ход даже приведет немного покупателей на сайт.
Реклама в блогах и социальных сетях (SMO)
В рунете - довольно новый рекламный инструмент, и
посему сейчас активно ведутся споры о его эффективности и
целесообразности применения. На западе он уже успел себя зарекомендовать
как один из самых эффективных. В этом блоке я спорить не буду, а просто
постараюсь рассказать, как его эффективно применять для
интернет-магазинов.
Первое, что следует сделать – это завести группы в популярных социальных сетях и блогах (например, интернет-магазин «М.Видео» – http://www.mvideo.ru/ имеет аккаунт в твиттере: http://twitter.com/MVideo_ru). Популярные сети на западе: Facebook, MySpace, Hi5, Twitter, Blogger.com и др. В рунете: ВКонтакте, Мой мир, Живой Журнал, Я.ру, Profeo, Connect.ua
и др. Есть и тематические социальные сети, в них тоже стоит
зарегистрироваться, но подбираются они под тематику магазина. После
регистрации нужно заполнить подробную информацию о магазине, начать
приглашать людей в группы, создавать обсуждения и т.д.
Важно не только зарегистрироваться и начать
приглашать людей, а еще и сделать группы интересными для них , завлечь
их в обсуждения, заинтересовать интересными конкурсами, обсуждать с
покупателями их пожелания, проводить опросы и другие интересные
пользователям мероприятия. За группами нужно постоянно следить, удалять
спам, принимать новых покупателей и т.д. Постепенно группы наберут
значительное количество участников, многие их которых станут
покупателями (например, интернет-магазин «РОК БУНКЕР» – имеет в своей группе «В Контакте» более 33000 участников: и ведет активную деятельность в группе).
Свои группы – это не единственный способ продвижения в
социальных сетях. Еще стоит вести активность в целом: например, в
других тематических группах. Пользователи ежедневно обсуждают бренды и
отдельные продукты, ищут, где купить нужные товары, выбирают подарки и
проявляют другую активность, которая дает много возможностей пассивной
рекламе. У интернет-магазина есть возможность подымать интересные
обсуждения продаваемых товаров, помогать пользователям в выборе товара и
т.д. Важно, чтобы эта деятельность не выглядела как СПАМ: это
недопустимо, и принесет большой вред имиджу интернет-магазина. СПАМ
вообще не должен рассматриваться как инструмент продвижения, его
эффективность для продаж крайне низкая, а имидж убивается моментально.
Оперативно находить нужную информацию в блогах и социальных сетях
поможет сервис «Секу.ру» –, который собирает разную информацию по параметрам и присылает её на email.
Еще можно покупать посты у популярных блоггеров с
пометкой «реклама» или без неё. Однако тут стоит быть осторожным,
выбрать хорошего блоггера и сделать интересный для целевой аудитории
текст. Для этого можно воспользоваться специальными рекламными сервисами
(например, сервис «Блогун»), но
эффективнее будет подобрать площадки для рекламы вручную (например,
популярные блоги и блогеров можно найти в сервисе от Яндекса: http://blogs.yandex.ru/).
В результате социальные сети будут давать интернет-магазину ежедневный приток потенциальных покупателей.
PR в Интернете
Еще один весьма эффективный инструмент для
интернет-магазинов, но в тоже время его используют намного реже всех
вышеперечисленных. Суть его заключается в распространении информации о
магазине в СМИ, прежде всего тематических, а также создании известности и
положительного имиджа.
В зависимости от тематики интернет-магазина мы можем
давать комментарии журналистам по поводу тематических событий, писать
статьи и обзоры продаваемых продуктов с последующим распространением
(например, обзор двух книг по информационной безопасности в ИТ сообществе
«Хабрахабр», сразу приведены ссылки на интернет-магазины «OZON.ru» и
«Books.Ru», в которых не меньше нескольких десятков пользователей
впоследствии купили эти книги).
Интересный материал написать несложно, тем
предостаточно, разместить материал в СМИ тоже не проблема (особенно в
электронных): интересную статью многие согласятся опубликовать
бесплатно, и еще спасибо скажут.
В результате - этот метод принесет известность интернет-магазину, положительный имидж и реальные продажи.
Нестандартная реклама
Реклама, которая пока не приобрела значительной популярности, но тоже может принести хорошую выгоду интернет-магазину.
Первое, о чем можно вспомнить, – это вирусная
реклама, т.е. которую пользователи добровольно показывают друг другу.
Нельзя сказать, что интернет-магазинам такая реклама очень подходит, но
эффективность извлечь из неё можно (например, вирусное видео для
интернет-магазина интимных товаров «Soft Paris»,
в котором шла речь о подключаемом к плееру «iPod» вибратору). Чаще
всего для такой рекламы применяется видео, мульты и казуальные игры.
Ещё интересна реклама в играх и он-лайн мирах. Для
начала нужно понять, насколько подходит целевая аудитория, которая
«обитает» в играх, конкретному магазину!? Если подходит – открываются
большие возможности: можно брендировать вещи в игре, можно внедрять
товары в сюжет, можно создавать бонусные уровни или даже открыть
представительство интернет-магазина в виртуальном мире (например,
компания «Adidas» открыла магазин фирменной одежды в виртуальном мире «Second Life».
Будет также эффективно информировать по электронной
почте зарегистрированных покупателей о новинках и акциях, безусловно,
только после их согласия на это.
Продвижение в реальном мире
Группа менее эффективных инструментов для продвижения
интернет-магазинов, но вполне пригодных для этого. Есть два основных
недостатка продвижения в реальном мире: эффективность ниже, а цена выше
по сравнению с продвижением в Сети. Именно поэтому к этим методам стоит
переходить тогда, когда каналы продвижения в Интернете уже используются
по максимуму.
Реклама на ТВ
Самый стандартный и самый дорогой инструмент. Отлично
подходит для создания имиджа и доверия. Рекламироваться стоит во время
тематических передач или на тематических каналах. Сейчас выбор довольно
большой, с этим может помочь рекламное агентство, которое занимается ТВ
рекламой (например, на телевидении рекламировался интернет-магазин «ROZETKA»).
Такая реклама доступна только крупнейшим интернет-магазинам с большими
оборотами, часто это магазины больших розничных сетей.
Особое внимание нужно уделить созданию рекламного
ролика, в нем нужно не только осветить преимущества самого
интернет-магазина, но и заставить потребителя зайти на сайт.
Реклама на радио
Этот канал коммуникации будет особо эффективен для
инетернет-магазинов, связанных с автомобильной тематикой: очень большая
часть аудитории именно автомобилисты. Хотя и для многих других сегментов
такая реклама будет работать, все-таки это - масс-медиа.
Запускать рекламу стоит сразу на нескольких
популярных радиоканалах на период не меньше 2х недель с 8-10 ежедневными
выходами; в самом ролике, конечно, нужно обязательно обратить внимание
покупателей на сайт магазина и дать телефон.
Наружная реклама
На данный момент такая реклама будет эффективна для
интернет-магазинов с широким выбором товаров массового потребления и в
основном в крупнейших городах, таких как Москва или Киев, где хорошее
распространение Интернета. Инструмент тоже по большей части имиджевый.
При размещении наружной рекламы нужно обратить
внимание на рекламный макет и учесть, что у основной массы людей,
которые смогут увидеть рекламу, будет мало времени её рассмотреть
(например, люди в проезжающем мимо автобусе). Поэтому объекты должны
быть большими, в том числе сайт и телефон, а рекламный макет не должен
быть перегружен информацией. Можно разместить рекламу вдоль дорог, где
часто случаются пробки.
Реклама в прессе
Прежде всего это подойдет тематическим
инетрнет-магазинам, которые могут эффективно рекламироваться в
тематической прессе (например, интернет-магазины косметики могут
рекламироваться в женских журналах).
Сама реклама должна выходить 3-4 раза подряд, чтобы
потребитель на неё обратил внимание и запомнил, по размеру не меньше ¼
страницы. И точно не стоит давать рекламу в «братской могиле» –
профессиональное понятие, описывает несколько последних страниц издания,
в которых традиционно размещается только реклама, такие страницы почти
никто не читает, и соответственно реклама там дешевая, но неэффективная.
Реклама в метро
Будет эффективна для интернет-магазинов, которые
ориентируются на целевой рынок города, в котором есть метро, и, прежде
всего, это опять крупнейшие города с высоким распространением Интернета.
Форматы есть разные, лучше всего подойдет реклама
внутри вагонов метро с размещением не менее месяца. В рекламном макете
тоже нужно выделить сайт магазина и телефон.
Нестандартная реклама
Кроме традиционных видов рекламы есть и менее
популярные, но тоже весьма эффективные для некоторых сегментов. Прежде
всего, это - реклама в лифтах, кинотеатрах, на транспорте и т.д.
Брендинг интернет-магазина
Понятий брендинга довольно много, мне наиболее
близко: брендинг – это торговая марка и связанные с неё ассоциации. Этот
маркетинговый инструмент может приносить хорошую прибыль в долгосрочном
периоде, особенно для магазинов в конкурентных тематиках. Суть метода
заключается в создании пула постоянных покупателей и развитие у них
лояльности, т.е. эта работа с самой прибыльной для интернет-магазина
аудиторией, той, которая приносит 80% прибыли.
Интернет-брендинг делится на две большие части: чем
является бренд? и что думают о бренде? Отсюда и вся работа в этой
области будет разделена на две большие группы методов.
Чем является бренд?
Первая часть: сама торговая марка с названием,
особенностями и внешними атрибутами. Несколько важных вещей, на которые
стоит обратить внимание прежде всего:
-
Название. Должно быть простым, легко
запоминаться, вызывать ассоциации с деятельностью магазина и быть
уникальным (например, интернет-магазин «Холодильник.Ру», по названию можно догадаться, что он продает, а запомнить не сложно).
-
Концепция. По сути - основные идеи бренда,
эмоциональная насыщенность, ценности, преимущества и т.д. Важно создать
не просто качественный интернет-магазин, а предложить потребителям
что-то большее, выгодно отличное от конкурентов (например,
интернет-магазин «Amazon.com» предлагает оставить отзыв о товаре и оценить его, эту же функцию успешно скопировал российский аналог «Ozon.ru» и многие другие магазины).
-
Позиционирование. Главная идея всего бренда,
которая решает какую-то потребность потребителей. Она должна быть
простой и уникальной, чтобы люди её легко запоминали (например, книжный
интернет-магазин «ЛАБИРИНТ» имеет
слоган «книжный магазин с лучшими ценами», который четко отражает
позиционирование). Кроме того позиционирование должно отражаться в
продвижении бренда.
-
Визуальная идентификация. Прежде всего это
фирменный стиль магазина. Самый главный элемент – это логотип, он должен
быть простым, нести нужные ассоциации и хорошо запоминаться. Кроме
логотипа есть и другие элементы: фирменные цвета, шрифты, рекламные
образы и т.д. Современный стиль должен быть «сквозным», т.е. легко
узнаваться по определенным элементам дизайна без логотипа и названия
компании. Этот стиль должен обязательно применяться во всех аспектах
жизни компании: от оформления офиса до рекламы (например, хорошая
визуальная идентификация у интернет-магазина «Евросеть»).
Что думают о бренде?
Вторая часть: узнаваемость, доверие к бренду, имидж,
лояльность и приверженность потребителей. Несколько важных вещей, на
которые нужно обратить особое внимание:
-
Узнаваемость. Любой брендинг начинается именно с
создания узнаваемости, и брендинг интернет-магазина – не исключение.
Для создания узнаваемости можно использовать баннерную рекламу, PR и
активность в социальных сетях. Очень важно уже с этого этапа заставить
потребителей говорить о бренде – это ключ к успеху.
-
Лояльность. Затем можно работать над
лояльностью потребителей. Для создания лояльности нужно предоставлять
первоклассный сервис, высокое качество, вовлекать целевую аудиторию в
жизнь бренда, общаться с потребителями (например, с потребителями
общается интернет-магазин «ЭЛЬДОРАДО» через свой твиттер – http://twitter.com/eldorado_stores), строить сильный положительный имидж. Все это постепенно приведет к повторным покупкам и возникновению лояльности.
-
Приверженность. Это мечта любого продавца.
Приверженность означает, что определенная группа покупателей будет
покупать товары только в одном интернет-магазине. Этого добиться очень
сложно, и для этого нужно много времени, фактически нужно иметь лояльную
группу потребителей, которой предложить значительное преимущество,
эффективно решать их потребности, и постепенно они станут приверженными
покупателями.
Брендинг для интернет-магазинов уже хорошо себя
зарекомендовал, именно поэтому хорошо себя чувствуют розничные сети в
Интернете – у них уже наработан сильный бренд. Инструмент обязателен к
использованию всем, кто хочет занять лидирующие позиции и успешно
работать много лет на рынке электронной торговли.
Таким образом, на сайт интернет-магазина будет
заходить большое количество новых покупателей, и затем многие из них
будут становиться постоянными клиентами с хорошей лояльностью.
Источник: http://www.seonews.ru/columns/detail/120280.php |