Итак, рынок
электронной коммерции в России растет, растет быстро и стабильно, на 25
– 30 % в год. Темпы роста этого сектора экономики опережают темпы роста
экономики страны почти в 10 раз, если опираться на данные по 2012 году:
ВВП России вырос на 3,5%, а e-commerce – на 28%. Если сравнить 2009 и
2012 годы, то всего за 4 года рынок вырос вдвое - с 210 млрд. рублей до
405 млрд. рублей. Однако сегмент электронной коммерции в российской
экономике стал заметен только в последние годы – ранее он не дотягивал и
до 1%. Но уже в 2011 году доля продаж через Интернет составила 1,5% в
общем объеме российской розничной торговли, в 2012 году она составляла
уже 2,2%, а к 2015 году эксперты прогнозируют рост до 4,5%. Все эти
показатели очень оптимистичны, однако на мировом уровне российская
электронная коммерция находится все еще на «зачаточной» стадии развития,
и кроме быстрого роста других аргументов в споре с признанными
гигантами онлайн потребления у нее пока нет. Проиллюстрировать этот факт
можно очень просто: самая большая по территории страна в мире с самой
большой аудиторией пользователей Интернета в Европе занимает всего 1,3%
глобального объема рынка электронной коммерции: россияне потратили в
2012 году 13 млрд. USD в Интернете, а все жители нашей планеты – 1 трлн. USD. Эта цифра показывает, что не только для российского рынка e-commerce прошедший год был переломным – мировой рынок в этом году преодолел знаковую черту в 1 трлн. USD. Мировой
рынок изменяется, и доли различных сегментов перераспределяются на
глазах. Развитые экономики Западной Европы и Северной Америки все еще
обладают значительными долями рынка: 26,9% и 33,5% соответственно.
Однако, самое заметное явление на глобальном рынке – это рост
Азиатско-Тихоокеанского региона, для которого прогнозируется увеличение
объемов рынка на 10% за 4 года, тогда как Северная Америка и Западная
Европа потеряют по 4-6% за тот же период. Отнести российский рынок
электронной коммерции к какому-то географическому рынку затруднительно,
да и влиять на позицию глобальных экономических регионов со своими 1,3%
российский e-commerce
пока не может. Общая динамика изменения доли экономико-географических
зон в глобальном объеме рынка электронной коммерции представлена в таблице 1.
|
2011 |
2012 |
2013 (прогноз) |
2014 (прогноз) |
Азиатско-Тихоокеанский регион |
27,9 |
30,5 |
33,4 |
36,2 |
Западная Европа |
28 |
26,9 |
25,7 |
24,3 |
Северная Америка |
35,9 |
33,5 |
31,5 |
29,7 |
Восточная Европа |
3,6 |
3,8 |
3,9 |
3,9 |
Латинская Америка |
1,6 |
1,9 |
2,1 |
2,2 |
Средний Восток и Африка |
3,1 |
3,4 |
3,5 |
3,6 |
Таблица 1. Доля экономико-географических регионов на глобальном рынке e-commerce
Общие результаты
исследования Рунета в разрезе его основных показателей: динамики роста,
места на мировом рынке электронной коммерции, соотношения размера (или
объема) годовых затрат российских интернет-покупателей с жителями других
стран мира - вся информация – на инфографике ниже. Россияне привыкают к Интернету – медленно, но верно. По данным одного из исследований Data Insight за
2012 год, нельзя связывать напрямую год подключения пользователя к
Интернету и его включение в аудиторию интернет-покупателей.
Только
11% россиян начинают совершать покупки сразу же после подключения к
Всемирной Сети. Чаще всего активно совершать покупки в Интернете
россияне начинают через 3 года пребывания онлайн – таких в России 23%. Год на адаптацию к онлайн
покупкам нужен 13% пользователей, 2 года – 16%. А еще 37% ждут больше 5
лет, прежде чем впервые наполнить виртуальную корзину и нажать кнопку
"Купить". Можно предположить, что на такой высокий процент
"консерваторов" влияет и подрастающее поколение рунетчиков, которые в
первые годы жизни в Сети просто не имеют достаточного количества
собственных денег для совершения покупок в Интернете – за них покупают
родители. Также в эту аудиторию входят те, кто начал пользоваться
Интернетом до активного развития электронной коммерции в России.
Закономерно предположить, что с ростом популярности e-commerce в Рунете с каждым годом пользователи будут вступать в стройные ряды интернет покупателей все быстрее и быстрее.
Всего на сегодняшний день личным опытом в совершении покупок через Интернет
обладает целых 22 миллиона россиян, что соизмеримо с населением двух
российских столиц вместе взятых. Как же интернет-магазины обслуживают
такую «орду» покупателей: принимают оплаты и доставляют заказы?
Почти в половине
случаев россияне получают свой заказ из рук в руки - от курьера – так
доставляется 46% заказов в России. На втором месте – логистический
монополист "Почта России", услугами которой, несмотря на бесконечные
жалобы и возмущения, пользуется треть россиян для доставки своих
заказов. Безусловно, это связано в большей степени с особенностями
географии нашей страны, ведь для большинства малых населенных пунктов
"Почта России" - это единственный способ получить свою покупку из
интернет-магазина. А еще 20% россиян предпочитают "идти к горе": 11%
забирают покупки в пунктах выдачи заказов, 8% - в магазинах, а 2%
пользуются нестандартными или новыми инструментами доставки, например,
постоматами.
Среди способов оплаты
лидируют наличные – почти 70% оплат приходится на этот классический
платежный инструмент. Еще 5% россиян предпочитают платить из своих
"электронных кошельков", а на банковские карты приходится по разным
данным от 14% до 17% оплат. На другие многочисленные и менее популярные
платежные инструменты приходится еще 12% оплат заказов. Данная
статистика является общей для рынка электронной коммерции, она основана
на совокупных данных по продажам товаров и услуг. Стоит отметить (на
этом мы остановимся в одном из следующих выпусков "Рунета в картинках"),
что популярность различных платежных инструментов зависит от того, что
оплачивает человек: товар или услугу. В сегменте услуг, особенно услуг
туристических, банковские карты являются особенно популярными, опережая
даже наличные. Еще один любопытный факт об онлайн
оплате покупок банковскими картами – почти треть всех оплат в Рунете
совершается банковскими картами, эмитированными Сбербанком.
Подробная информация обо всем этом – в инфографике ниже.
Источник: http://moneynews.ru |