Что такое стоимость владения ИМ?
В
процессе консультирования предпринимателей мне очень часто задают
вопросы: Сколько стоит интернет-магазин, если его открывать? А сколько
денег нужно будет тратить на поддержку и т.д.
Предлагаю определиться какова же
стоимость владения интернет- магазином. Для этого нужно понимать два
момента: как часто мы будем платить и за что мы будем платить? Давайте
по порядку.
С одной стороны, нужно понять – как
часто нужно вкладывать деньги? Безусловно, это стартовые (единоразовые)
затраты, а также затраты на поддержку, то есть периодические.
С другой стороны, нужно понимать на что
нужно тратиться. Все затраты можно поделить на три части (не считая
затрат на маркетинг):
- Первое – это, конечно, сам сайт интернет-магазина. Многие считают, что на этом затраты заканчиваются, но это совсем не так.
- Второе – это затраты на инфраструктуру (офис, телефон, интернет).
- Третье – это затраты на функционирование бизнес- процессов. В любом
бизнесе на 100% ничего нельзя автоматизировать, поэтому будут затраты –
неважно, вы сами всем занимаетесь, наняли сотрудника или взяли на
аутсорс компанию.
Считаю необходимым разобрать все три группы, т.к. этими затратами можно управлять, если рассматривать их с разной точки зрения.
В этой статье мы разберем затраты,
касающиеся только сайта интернет-магазина, а в продолжении я разберу
другие группы затрат. Придерживаясь вопросов, которые мы определили в
самом начале статьи, давайте на них и ответим.
Какие стартовые затраты необходимы на создание сайта интернет-магазина?
Для начала вам необходимо спроектировать
магазин. Если вы планируете серьезный бизнес, то вам желательно
вложиться в эту статью расходов. Эти расходы в будущем вам многократно
окупятся.
На первом этапе составляется прототип
интернет-магазина, который будет передан дизайнерам для прорисовки. В
прототипе учитываются все моменты: поведение потребителей, юзабилити и
т.д. Безусловно, вы и сами сможете провести этот этап, но
совсем его исключать может оказаться очень дорого ввиду дальнейших
доработок.
Далее необходимо разработать дизайн
интернет-магазина, а это ужеотдельные работы и отдельные затраты. Опять
же, если у вас будет прототип, то это значительно ускорит работы и
облегчит работу исполнителям.
Для корректного функционирования
интернет-магазина вам понадобится движок, т.е. что-то готовое для
доработок. Считаю, что всегда лучше использовать накопленный опыт в виде
продуктов (CMS движки или SaaS платформы), чем с нуля писать сам
магазин. На этот этап вам понадобятся средства как на покупку лицензии,
так и на доработку этого движка.
Для того, чтобы можно было развернуть
сам движок, вам понадобится хостинг или сервер, где будет находится сам
интернет- магазин. Приготовьте и на это деньги.
Безусловно, у каждого магазина должен
быть свой адрес (URL) и его вам необходимо приобрести. Хотя, это и
незначительные затраты, но внесите их в свой список затрат.
Последнее, что вам понадобится для
запуска интернет-магазина – это контент. Будьте готовы к тому, что
придется составить описания товаров, сфотографировать их, а также
наполнить ими сам магазин.
Скорее всего вам проще будет нанять
копирайтера и фотографа, которые подготовят качественные описания и
фотографии, чем вы будете писать некачественные тексты, а также снимать
товары на «мыльницу».
Какие расходы требуются на поддержку интернет-магазина?
Для стабильного функционирования проекта вам необходимо поддерживать жизнедеятельность интернет-магазина.
Хостинг или сервер мы оплатили на этапе
старта, но не нужно забывать о том, что эти расходы будут повторяться.
Также, они могут и увеличиться, если на сайт будет возрастать нагрузка в
виде посещаемости. С ростом сложности проекта будьте готовы к расходам
на администрирование. Как только у вас появляется свой сервер
(виртуальный или выделенный), вам необходима его настройка для
корректной работы движка интернет-магазина, а это затраты на системного
администратора.
Второй момент – это доработки в дизайне и
функционале. Если ваш проект живой, то он потребует корректировки, как в
дизайне, так и в функционале. Вы поймете, что необходимо сделать
некоторые изменения, которые должны положительно повлиять на конверсию.
Заложите бюджет на дизайнера и программиста.
Следующий момент – это обновление
каталога новыми товарами. Вам все равно понадобится загружать новые
товары, а это все те же расходы на копирайтера и фотографа.
Последний момент, который необходимо
учитывать – это затраты на обновление программного обеспечения (движка)
или оплата лицензии. Это важный момент, поскольку софт должен быть
всегда последней версии и он должен исключать возможные ошибки и баги.
Какие варианты существуют?
Как мы видим, затрат много. Как быть с ними и возможно ли их оптимизировать каким-нибудь способом? Попробуем разобраться.
Существует два подхода к созданию сайта интернет-магазина:
- Коробочное решение – вам предоставляют
коробку с движком, который устанавливается на отдельный хостинг или
сервер вашими силами. Среди отечественных разработчиков безусловным
лидером является 1С-Битрикс.
- Сервисное решение – вам предоставляют
логин и пароль, далее вы можете все настроить в своими руками в личном
кабинете. Среди всех компаний безусловным лидером по качеству
предложения является inSales.
Рассмотрим эти два решения с точки зрения затрат.
Сравненим коробку и SaaS
Наименование затрат
|
Сервис
|
Коробка
|
Стартовые затраты
|
Дизайн + проектирование
|
15 – 100 т.р.
|
10 – 300 т.р.
|
Покупка движка
|
0
|
15 – 50 т.р.
|
Наполнение каталога за 1 позицию
|
14 р.
|
14 р.
|
Домен за 1 шт.
|
580 р.
|
580 р.
|
Затраты на поддержку
|
Хостинг
|
-
|
500-7000 р./мес
|
Администрирование
|
-
|
1000-5000 р./мес
|
Обновления движка
|
-
|
7 – 25 т.р./год
|
Плата за сервис
|
700-7000 р/мес.
|
-
|
Конечно, это все хорошо, но лучше будет
видно на конкретном примере. Сравним Bitrix и inSales, а также возьмем
интернет-магазин с 500 товарами, интеграцией с 1С, раз в год доработка
сайта.
|
Сервис
|
Коробка
|
Стартовые затраты
|
Дизайн и проектирование – 45 т.р.
|
Дизайн и проектирование – 45 т.р.
Покупка движка – 49 т.р.
|
Поддержка за 1 год
|
Плата за сервис – 54 т.р.
Доработка дизайна – 10 т.р.
|
Хостинг – 9,6 т.р.
Администрирование – 12 т.р.
Обновления движка – 29 т.р.
Доработка дизайна – 10 т.р.
|
Итого:
|
109 т.р.
|
154,6 т.р.
|
В результате мы видим, что сервисное решение выходит более привлекательным по цене. Но в чем же отличие?
Отличие сервисного решения от коробочного
Купив коробку, вы остаетесь с ней один
на один, поскольку движок требует много рук: помощь программиста,
координация сервера через системного администратора, дизайнеров и так
далее. Всех вам нужно координировать самостоятельно. Разработчик движка
не будет решать все возникающие проблемы, он вас переадресует к своему
партнеру – web-студии.
С точки зрения сервисного решения,
ситуация немного другая – вы получаете службу одного окна, через которую
вы решаете все возникающие проблемы. Вам нужно отправить всего-лишь
одно письмо в саппорт и в течение нескольких часов получите ответ.
Неужели это все отличия? Нет, основной
момент в следующем: если вы планируете интернет-магазин со сложным и
нестандартным функционалом, то на сервисном решении вам будет сложно его
реализовать, а скорее всего невозможно. Но будьте готовы к значительным
затратам на разработку интернет-проекта.
Если вы планируете запустить проект с относительно стандартным функционалом, то сервисного решения вам будет вполне достаточно.
Источник: http://eshopbusiness.ru/2011/09/kakova-stoimost-vladeniya-saytom-internet-magazina/ |