Если хотя бы контакты клиентов не исчезают вместе с очередным
менеджером по продажам, если можно найти договор, действие которого
закончилось год назад, и выяснить, за что конкретно отвечал уволившийся
имярек без поголовного опроса его коллег, — это уже большой успех. Если
дискуссии о том, как улучшить корпоративное управление, проходят не в
курилке, а в онлайне, оставляя пригодные для поиска следы, — это
значимое достижение. Но и всего этого бесконечно мало в том мире, до
которого мы того и гляди доживем. Возникшая не так давно возможность
дешевле и быстрей, чем раньше, обрабатывать данные выводит понятие
«управление корпоративными знаниями» на новый уровень. Более того, этот
тренд, известный как «большие данные», может изменить и базовые модели
ведения бизнеса.
Об управлении знаниями, о том, какими из них, как и для чего можно
управлять, в основном и шла речь на прошедшей в апреле в Копенгагене
конференции Teradata Universe ‘2013. Конечно, были объявления о выпуске
новых, еще более мощных, чем прежние, устройств (платформа Teradata
Active Enterprise Data Warehouse 6700 включает SUSE Linux Enterprise
Server, системы хранения NetApp, процессоры Intel Xeon), о
стратегическом партнерстве с Siemens Smart Grid в области обработки
больших данных. Но практически все выступавшие клиенты компании, а их
было много, и ее топ-менеджеры говорили не об ИТ и не о технологических
новинках, а о том, как предприятия управляют информацией.
Приятно было осознать, что в основном проблемы у именитых
потребителей высокопроизводительных программно-аппаратных комплексов те
же самые, что и у многих российских компаний. Nordea Bank Denmark после
покупки трех других крупных европейских банков начал огромный проект по
консолидации данных и переходу на единую систему их хранения и
обработки. Tu¨rk Telekom A.S, крупнейший телеком-оператор Турции,
находясь в жесткой конкурентной среде и постоянно при этом наращивая
абонентскую базу, стремится обеспечить своих абонентов привлекательным
персонифицированным набором услуг и с этой целью создает новый ЦОД,
переходя с MS SQL на решения Teradata. Швейцарская страховая компания
Helsana Versicherungen AG специализируется на обязательном и
добровольном медицинском страховании, испытывает сильное давление со
стороны государственных регуляторов и развивает технологии обработки
данных не только ради повышения экономической эффективности, но в
значительной мере во избежание рисков несвоевременной сдачи отчетности и
наложения штрафов. Другой серьезной причиной вот уже на протяжении
десятилетия последовательной модификации и расширения хранилищ данных в
этой организации является борьба с мошенничеством как со стороны
пациентов, так и со стороны медиков.
Правда, «наши маяки», например E-bay и Groupon, решают уже проблемы
других типов. Эндрю Элвис (Andrew Alves), менеджер баз данных Groupon,
порадовал собравшихся не только рассказом о том, как компания выросла
без собственной ИТ-инфрастуктуры, лишь используя публичные облака и
аренду мощностей, но и заявлением, что облака — это для стартапов,
зрелые бизнесы должны переходить на собственную аппаратную базу. Что
Groupon и делает, создавая собственные дата-центры.
Но так или иначе всё упомянутое — это лишь обработка коммерческой
информации с целью получения прибыли. Возможны ли какие-то более
возвышенные области применения? Безусловно. Например, политика. Рейд
Джани (Rayid Ghani), главный аналитик предвыборного штаба Обамы,
рассказал о том, как анализ больших данных помог демократам выиграть
выборы. Правда, всё опять свелось к управлению деньгами. На американских
выборах каждая партия имеет хоть и значительные, но все же ограниченные
финансовые ресурсы, и их нужно применить оптимальным образом. Основное
назначение — агитация колеблющихся, тех, кто еще не принял решение, в
попытке получить большинство голосов в возможно большем числе штатов,
причем ни уже имеющихся сторонников, ни твердых противников агитировать
не стоит. Для этого нужно постоянно мониторить ситуацию, оценивая
общественное мнение, оперативно перебрасывать ресурсы, в том числе
денежные, из штата в штат, так как абсолютная победа не нужна:
достаточно 51% голосующих «за» в каждом штате. Важно не перерасходовать
деньги в уже «убежденном» штате, ведь их можно с пользой потратить в
другом. Этот проект включал постоянный сбор данных «с мест» и выдачу
рекомендаций для исполнителей многих уровней. Интересно, что сотрудники
предвыборного штаба набираются только на два года перед выборами, в
следующий раз команда может быть совсем другой, то есть проект интересен
и как образец оперативной мобилизации ресурсов. К счастью, в России для
успеха на выборах нет нужды применять столь дорогостоящие, технически
совершенные и организационно сложные решения.
Однако действительно революционным стало выступление, от политики
далекое, зато близкое каждодневным нуждам людей. Его сделал Стефан
Бробст (Stephen Brobst), директор по технологиям Teradata. Он
рассказывал о концепции перехода от «экономики внимания», в которой мы
живем сейчас, к «экономике намерений». По мнению исследователей Berkman
Center, центра изучения киберпространства и общества Гарвардского
университета, время подобной трансформации уже не за горами. Вот уже
несколько тысяч лет продавцы пытаются разными способами привлечь
внимание покупателей, а те делают выбор, сравнивая предложения, но не
сообщая явно, что же им нужно. Для покупателей на развитых, насыщенных,
высококонкурентных рынках выбор начинает требовать неоправданно много
усилий и времени. Большая часть применяемой сейчас аналитики направлена
как раз на оптимизацию этого традиционного маркетинга. Это не всегда
приветствуется государством и уже не слишком нравится потребителям.
Пора перейти к другой схеме, напоминающей аукцион, C2B. Покупатель
заявляет прямо, что ему требуется, например аренда машины определенных
параметров в таком-то городе в такие-то сроки. Поставщики услуги вольны
соревноваться и делать свои предложения, от которых отказаться будет
невозможно. Покупателю останется лишь выбрать лучшую заявку. Всё это,
разумеется, следует делать онлайн: и сообщать о намерениях, и выставлять
предложения. При чем тут знания и большие данные? А как же! Ведь без
них поставщику невозможно будет нащупать границу рентабельности, дать
цену, уже интересную, но еще не себе в убыток.
Переход к такой модели продаж потребует новых инструментов,
сервисов, в том числе связанных с накапливанием данных и их анализом, в
конечном итоге — с получением новых знаний, причем как продавцами, так и
покупателями. Привычная Business Intelligence, традиционная
бизнес-аналитика, постепенно превратится в consumer intelligence,
аналитику потребительскую. Если так, то поставщикам средств хранения и
обработки данных скучать не придется.
Сам Бробст не только занимает руководящий пост в Teradata уже больше
десяти лет, но и преподает в MIT и Бостонском университете, читает
лекции о хранилищах данных. До начала работы в компании Teradata он
организовал три собственных успешных ИТ-стартапа. Этот синтез
бизнес-опыта и исследований в жизни одного эксперта — тоже в
определенной степени знаковый. Может быть, скоро только такая
синтетическая карьера, основанная на знаниях разной природы, будет
обеспечивать успех и личности, и фирмы?
Что касается личностей, то о них речь на конференции шла постоянно.
Вернее о том, что их нет, нет специалистов по обработке данных, нет
людей, способных грамотно анализировать информацию, а они очень нужны и
скоро будут нужны еще больше. Одной из иллюстраций был такой пример: в
крупном американском городе решено было проанализировать состояние
дорожного покрытия с помощью гаджетов, имеющих датчики вертикального
перемещения. Водитель, проезжая по городу с таким устройством,
автоматически посылает данные о том, где машину трясет на ухабах. Вся
информация наносится на карту, и становится ясно — о ужас! — что хуже
всего дороги прямо в Сити, в финансовом центре, а не на окраинах, как
можно было бы предположить. Почему же? Просто потому, что именно в этом
районе состоятельные владельцы дорогих гаджетов с нужными функциями
бывают чаще всего, они в основном там и работают. Однако в анализе
параметр «плотность гаджетов на сотню жителей» никто не учитывал.
Подобные ошибочные заключения — следствие некорректной постановки задач,
отсутствие культуры работы с данными. Эта культура и эти навыки не
вырабатываются в один день. «Корреляция не означает зависимости», — в
один голос твердили приглашенные эксперты из MIT и других серьезных
организаций. С кадровым голодом этого нового вида российским компаниям
скорее всего еще предстоит столкнуться.
Знания страховщиков
Эрмин Эйсиндл (Armin Eisendle), руководитель ИТ-департамента
Helsana Versicherungen AG, уверен, что все индустрии движутся к анализу
больших данных и к переходу на новые архитектуры, их поддерживающие, но
это требует времени. Ключевым в этом движении он считает зрелость
компании и особенно руководства, хотя бы какой-то его части. «Иначе вас
просто не поймут», — замечает он.
Он вспоминает, что в конце девяностых и начале двухтысячных
ИТ-департамент в компании был очень занят переходом на новую
core-систему, новое «ядро». Поэтому всех руководителей других
департаментов, которые хотели получить какой-то отчет, отсылали на
неопределенный срок с просьбой не беспокоить пока ерундой. Тогда
функциональные департаменты просили «просто выдать им их данные», чтобы
они сами могли с ними работать. В результате возникло множество
маленьких хранилищ и систем получения отчетности из них. К 2004 году
беспорядок стал чудовищным, считает Эйсиндл. Департамент, который
отвечал за отчетность, был бизнес-подразделением, к ИТ отношения не
имел, и в нем было принято решение, что больше так продолжаться не
может, нужно «настоящее» хранилище. Инициатива исходила от
бизнес-консультантов из Accenture, которые и посоветовали Teradata как
основную платформу. «ИТ-служба в основном занимается поддержкой и
операционной частью, поэтому при решении таких важных стратегических
вопросов просто необходима внешняя экспертиза, — считает Эйсиндл. — И
внедрять совершенно новые технологии мы сами не в состоянии».
Основная проблема заключалась в том, по его мнению, что у всех
подразделений были собственные определения страховых объектов,
собственное представление об одном и том же и свои собственные
показатели. У каждого был свой взгляд, не совпадающий с мнением других
департаментов. Нужно было тщательно пересмотреть всю цепочку сбора
данных и формирования показателей, чтобы понять, откуда берется разница.
Преодоление этих противоречий и поиски единых определений были первым
шагом.
Вначале аналитика строилась главным образом вокруг финансовых KPI.
Затем стало ясно, что требования регуляторов и отчетность перед ними —
это та область, где хранилище может помочь снизить риски. Как заметил
Эйсиндл: «В нашем деле требования внешних регуляторов — основное, что
движет бизнес».
Около 70% страховок Helsana (в деньгах) — обязательное медицинское
страхование, по закону положенное каждому гражданину Швейцарии. «И цену
его определяет государство, на этом мы ничего заработать не можем, —
поясняет Эйсиндл. — Для извлечения прибыли нам остаются остальные 30%
добровольного медицинского страхования. Мы выплачиваем около 5 млрд.
евро компенсаций. Если удастся избежать оплаты хотя бы 1% в год, то это
уже 50 млн., и система окупится за год. Один процент не сделанных ошибок
окупит вам любую ИТ-систему».
Эйсиндл рассказал о том, как тщательно приходится бороться с
мошенничеством: хитрые швейцарские дамы ездят в Латинскую Америку делать
пластические операции по увеличению груди, а потом требуют возмещения
расходов, утверждая, что это было срочное хирургическое вмешательство
после несчастного случая. Делается это по сговору с врачами. Helsana
постоянно контролирует работу швейцарских клиник и отдельных врачей,
строит их рейтинги.
В долгосрочном периоде есть смысл следить за эффективностью новых
лекарств на базе собираемой информации, отслеживать, насколько они
эффективны, что важно для государственного регулирования фармацевтики.
Helsana уже участвует в первых таких проектах.
Источник: http://www.iemag.ru/opinions/detail.php?ID=28656 |