Ошибки в поисковой оптимизации коммерческих сайтов
Вначале дам несколько цифр, которые могут помочь понять, зачем вообще мы
вообще занимаемся поисковой оптимизацией. Интернет-маркетинг в целом отвечает
за три вещи. Во-первых, за привлечение аудитории на сайт. Во-вторых, за
удержание аудитории и превращение посетителей в покупателей, т.е. за конверсию.
И третья вещь, о которой мы не должны забывать, работая с нашим сайтом, - это
обеспечение повторных контактов и контрактов. Поисковый маркетинг обеспечивает
только привлечение людей, хотя люди эти "хорошие". Есть данные, что
конверсия людей, которые приходят из поисковых машин, значительно выше, чем
конверсия по всем другим каналам привлечения: по прямой баннерной рекламе, даже
по партнерским программам. Если говорить в цифрах, то примерно 2-3% людей,
приходящих из поисковых машин, потом совершает покупки.
Какие же особенности есть в поисковом маркетинге? Во-первых, это привлечение
новых посетителей. Во-вторых, это то, что ни контекстная реклама, ни
мероприятия по продвижению сайта в естественном поиске не отвлекают человека от
текущей деятельности. Действительно, люди приходят на поисковую машину для
того, чтобы потом уйти с нее, и поэтому они очень лояльно относятся и к
коммерческой контекстной рекламе, и к наличию ссылок на коммерческие сайты –
естественно, если они как-то соответствуют запросам. Т.е. понятно, что если мы
по запросу "тестирование, mp3-плеер" показываем только рекламу
конкретных товарных предложений, люди будут разочарованы. Но если человек
задаст конкретный запрос, а ему выдается ссылка на карточку товара, он будет,
скорее всего, рад. Поэтому, согласно опросам, контекстная реклама – это
наименее раздражающая реклама, на которую люди очень хорошо реагируют.
Теперь, об основной теме доклада – об ошибках в оптимизации. Естественно,
сайты бывают разные, люди, которые продвигают эти сайты, тоже разные, ошибки у
каждого свои. Тем не менее, существуют типичные ошибки, которые встречаются нам
чаще всего. Надо сказать, что в основном мы встречаемся с ошибками других
товарищей, хотя иногда допускаем их сами.
Какие же ошибки – вернее их последствия – я бы хотел выделить. Во-первых,
это плохая динамика. Мы очень-очень долго продвигаем сайт, вот уже год,
или два, или три, а успехов никак не можем добиться. Наши мероприятия в области
поисковой оптимизации приводят к нам некачественных людей. В результате наших
работ, мы вроде бы все сделали нормально, а позиции ухудшились. Такое, тоже, к
сожалению, бывает: оптимизировали-оптимизировали – люди перестали покупать. И,
самое страшное - сайт пропал из индексной базы. Посмотрим, каким образом люди
попадают в такие сложные ситуации.
Какие наиболее распространенные причины такой плохой динамики. Во-первых,
это низкая классификация исполнителя. Это встречается чаще всего, и когда вы
получаете предложение продвинуть сайт за 300$, будьте готовы, что там будет
либо 1-2 специфических запроса, либо человек возьмет деньги, два месяца ничего
не будет делать, а потом скажет: "Извини, не смогла...". Вторая
распространенная причина, может быть даже более распространенная, чем первая –
это высокая конкуренция. Когда мы продвигаемся по действительно тяжелым
запросам, в течение нескольких месяцев мы можем не видеть никакой заметной
динамики. И третья причина – это недостаточные ресурсы. Недостаток может быть
денег, людей и просто времени. Например, когда мы ставим жесткие временные
рамки: к новому году нам нужно обязательно вывести сайт на хорошие позиции по
запросу "телевизор", а у нас уже 1 декабря. По поводу ограничения
человеческих ресурсов – это тоже очень важные вещи, и надо быть готовым к тому,
чтобы у вас были определенные люди, которые будут выполнять определенные
действия по оптимизации. У нас был такой несчастный клиент, с которым, в конце
концов, пришлось расстаться. Они год искали веб-мастера. Не месяц, не два, они
искали его год! Мы им звонили сначала раз в неделю, потом раз в месяц:
- Ну, как, ребята, у вас получилось?
- Вы знаете, так тяжело найти веб-мастера в наши времена. Просто чудовищно!
Что же делать? Во-первых, это грамотно выбирать исполнителя. Есть какое-то
количество статей и советов на эту тему. К сожалению, не могу сейчас на этом
остановиться, но если будут вопросы, то с удовольствием отвечу. Во-вторых,
анализировать конкуренцию и насколько тяжело вам будет продвигать сайт нужно,
конечно же, до начала работы. И тогда вы сможете более адекватно оценить и
бюджет, и сроки, которые вам понадобятся. И, наконец, нужно соизмерять свои
желания с возможностями и консультироваться с исполнителями, чтобы они смогли
вам сказать, каким образом и сколько денег нужно потратить, для того, чтобы
добиться каких-то успехов. Буквально месяца три назад нам позвонил какой-то
человек и попросил продвинуть сайт, которого еще не было (они его только
создавали), по теме "онлайновое казино". Причем, в англоязычном
Интернете, а там тематика очень и очень тяжелая. Причем, их интересовали сразу
запросы типа "online casino". Если кто-то с этой темой немного
знаком, то он знает, что это, наверно, одна из самых конкурентных тем в
англоязычном Интернете. Достаточно сказать, что по запросу "online
casino" в первой десятке Google нет ни одного сайта моложе 4 лет. В
среднем возраст сайта 8, 6 лет. Самый молодой – это 4 года. Они хотели за
полгода вывести в первую десятку по этому запросу, чтобы мы им вывели. Мы им
говорим:
- Ребята, это займет не меньше 8 месяцев, а, скорее всего год.
Они спрашивают:
- А сколько будет стоить?
Мы говорим:
- Ну, вот столько-то.
- За все время?
- Нет в месяц.
- Ой...
Конечно же, люди, которые очень далеки от всех этих вопросов, не могут
заранее оценить бюджеты, им нужно консультироваться с людьми, которые когда-то
работали в этой области.
Следующая проблема – нецелевой трафик. Люди в большом количестве
приходят на наш сайт, но ничего не покупают или покупают что-то не то. Не то,
что мы хотели бы продавать. Наиболее распространенная причина этого –
некорректный выбор запроса. Вторая причина – неправильно расставленные
приоритеты. Когда вы прилагаете усилия по продвижению по определенным запросам,
а эти запросы – не совсем ваши. Примеров может быть несколько. Например, есть
такой запрос "бизнес-букет". Большинство компаний, которые занимаются
доставкой цветов, считают, что люди, задающие запрос "бизнес-букет",
хотят подарить букет партнеру по бизнесу или начальнику, или еще кому-нибудь. Я
даже видел, на каком-то сайте: эконом-букет и бизнес-букет. Точно так же, как
жилье бизнес-класса. Оказывается, люди задающие запрос "бизнес-букет"
(и это видно, если посмотреть их другие запросы), ищут офисы, магазины компании
"Бизнес-букет", которая уже 14 лет занимается продажей цветов и
составлением разных букетов. Удивительно, что даже представители самой компании
"Бизнес-букет" уверены на 100%, что этот запрос не навигационный.
Т.е. ищут не их, а вообще какие-то бизнес-букеты. В общем, я думаю, даже если
люди попадают на чужие сайты по этому запросу, они очень быстро с них уходят.
Что же сделать, чтобы избежать такой ситуации? Во-первых, необходимо анализировать
качество посетителей: смотреть, по каким запросам попадают на ваш сайт люди, и
что они делают. Может быть, они слишком быстро уходят? В этом случае, они либо
попали не на ту страницу, либо был запрос просто не тот. Во-вторых –
тестировать запросы. Если вы сомневаетесь, насколько этот запрос целевой,
потратьте 10 долларов на контекстную рекламу. Разместите по этому запросу
совершенно конкретное объявление и исходите из тех соображений, что хотят люди,
задающие этот запрос. Если люди по нему не будут кликать, значит, запрос не
ваш. И, в-третьих, необходимо корректировать приоритеты и список запросов в
процессе работы. Иногда, конечно, бывают очень забавные случаи. Был у нас один
клиент, которого мы продвигали по пластиковым окнам. И в том числе, у них еще
были и пластиковые двери. Мы двигались, добились хороших успехов и писали в
отчетах: "Посмотрите, вы занимаете хорошие позиции по пластиковым
дверям!». А потом раз, смотрим, а сайт провалился. В чем дело? А мы продолжаем
ссылки ставить, в каталогах регистрировать и писать, что это компания отличные
пластиковые двери делает. Потом приезжаю к ним на встречу, точнее не на
встречу, начинаем разбираться, почему сайт пропал. Оказывается, пропала
страница сайта. Приезжаю к ним на встречу, спрашиваю:
- Ребята, где страница?
Они говорят:
- Знаете, мы решили уже пластиковые двери не производить.
Примерно два месяца они их не производили, а мы еще продолжали работать.
Конечно, в этом случае нам необходимо было получить эту информацию, а им –
скорректировать свои приоритеты по запросам.
Ухудшение позиций – к сожалению, такое бывает. Заранее мы можем
только предполагать, что сайту станет лучше. Как будет на самом деле – сказать
на 100% нельзя. С какими причинами ухудшения позиций, мы сталкиваемся чаще
всего? Во-первых, это ухудшение параметров сайта: внешних либо внутренних.
Внешние параметры – это его авторитетность, это число ссылок, качество ссылок,
которые на него стоят и т.д. К нам иногда приходят компании, которые
продвигались у других оптимизаторов. Один из наиболее популярных приемов
сегодня – это размещение платных ссылок. Естественно, если компания ставила
платные ссылки на ваш сайт, а вы от них ушли, то в течение довольно короткого
срока эти ссылки пропадут, и авторитетность вашего сайта, естественно,
понизится. И поэтому, скорее всего, вместе с авторитетностью ухудшится и
позиция в результатах поиска. Но ухудшение параметров может быть связано и с
внутренними проблемами – например, с редизайном сайта, когда какие-то страницы
они были перенесены на другие адреса, а внешние ссылки стоят ещё на старый
ярлык.
Еще одна проблема – это усиление конкурентов. Конкуренты тоже хотят
получать хороших посетителей из поиска и тоже что-то делают для этого. Поэтому,
если вы стоите на месте, то со временем они вас, естественно, обгонят.
Изменение алгоритма ранжирования, происходит достаточно часто. Существенные
изменения в "Яндексе" мы фиксируем примерно раз в 2-3 месяца. В
других поисковиках это происходит гораздо реже, но я говорю именно о
существенных изменениях, которые кардинально меняют позиции большого числа
сайтов.
Что нужно делать, для того чтобы избежать этих проблем? Во-первых, аккуратно
подходить к редизайну сайта. Смотреть, чтобы адреса, на которых были
определенные страницы, остались неизменными (если это, конечно же, возможно).
Чтобы ссылки не "провисли" и чтобы пользователи, (в том числе и
пользователи, а не только поисковые машины), которые переходят по этим ссылкам,
не провалились на страницу с 404 ошибкой. Желательно ставить ссылки на хороших
сайтах, в которых вы более-менее можете быть уверены. Последний год идет
настоящая вакханалия в создании так называемых "белых" каталогов с
прямыми ссылками и люди активно в них регистрируются. "Яндекс"
некоторое время назад, начал серьезную борьбу с такими каталогами, считая, что
это мусорный контент. И поэтому сайты, имеющие большое число ссылок с таких
каталогов, сейчас теряют авторитетность.
Нельзя прекращать работу по оптимизации, даже если у вас "низкий
сезон". "Низкий сезон" – это период, когда у вас достаточно
свободного времени, для того чтобы серьезно проанализировать чего вы добились и
куда идти дальше. Поэтому, конечно, прекращать работы не стоит. Даже, если это
вторая половина января. И, наконец, нужно стараться работать со всеми
факторами, а не только со ссылками, например, или не только со страницами.
Очень часто попадаются переоптимизированные сайты. Какие наиболее
распространенные причины, которые приводят к ухудшению пользовательских
качеств наших сайтов? Во-первых, накачка текстов ключевыми словами. Самый
смешной случай, который мне попался – на странице одного туристического
агентства, которую они позиционировали на запрос "курорты Египта",
была такая фраза: "...и Древний Египет, который известен своими
курортами". Я думаю, что египтяне увлекались строительством пирамид, но
оказывается, что Шарм-эль-Шейх, Хургада – это еще древнеегипетские слова.
И, во-вторых, потеря контроля над структурой, в процессе переделки сайта,
постоянного его улучшения. Есть такой сайт Autodealer.ua. Сейчас они, видимо,
поняли свою неправоту, а раньше у них на сайте выкладывались тест-драйвы,
которые публиковали ведущие автомобильные издания нашей страны. Но они их
немного меняли, примерно вот так вот: "В $28 490 обойдется Renault Grand
Scenic / Рено Гранд Сценик своему покупателю. Конкурент Citroen Xsara Picasso /
Ситроен Ксара Пикассо с тем же двигателем обойдется минимум в 22 200 евро. Цена
на Honda FR-V / Хонда FR-V стартует от $27 900", - т.е. писали название
автомобиля латиницей и через слеш – еще и по-русски. Это приводило к серьезному
ухудшению читаемости всего текста. Тут еще более-менее ничего, а вот когда идет
перечисление пяти автомобилей подряд, которые они сравнивали, - такое читать
совершенно невозможно. Сайт, в принципе, полезный, но больше трех страниц на нем
я просмотреть не смог. И ушел на какой-то, условно сказать, "За
рулем". Вот это уже пример не с того сайта, а с какого-то автодилера
ссылка приведена внизу.
Или другой пример: не очень большой (примерно на 3,5-4 тысяч знаков) текст
про пластиковые окна. В нем 16 раз употребляется словосочетание "установка
пластиковых окон".
Посмотрите на этот сайт:
Рис.1. "Потерянная" структура сайта
Это, кстати, не ссылка, это просто картинка – огромное меню. Сюда вынесли
все что хотели: и окна для панельных домов, и сталинских, и т.д. Человек не
знает, куда ему идти дальше. Хотя с точки зрения поисковой оптимизации,
наверно, неплохо. Что делать в этом случае? Во-первых, необходимо, как и в
случае с анализом целевого трафика, следить за конверсией – не ухудшилась ли
она. Может быть, мы переделали сайт, и люди стали покупать меньше? Все это
нужно анализировать.
Думать надо не о трафике, а о покупателях. И периодически проводить ревизию
сайта, а особенно главной страницы. Это такая распространенная беда для
корпоративных сайтов, и мы иногда тоже попадаем в такую ситуацию. Вот, есть мой
любимый сайт, который я поддерживаю, optimization.ru. В какой-то момент я
заметил, что у меня первая страница 5 прокруток экрана в высоту. Откуда они
взялись? Я выкладывал новости: вот мы провели еще один семинар, а вот
конференция... И так за два года накопилось очень-очень много. Просто,
внимательней нужно к этому относиться и периодически просматривать "свежим
взглядом", что происходит у вас с сайтом.
Наиболее страшная вещь - исключение из индекса. Какие причины к этому
приводят? Во-первых, спам на сайте. Это может быть скрытый текст, это может
быть излишняя накачка ключевыми словами, это может быть мусорный контент –
мусорный с точки зрения разработчиков поисковых машин. Например, несколько
недель назад, многие веб-мастера с удивлением обнаружили, что они с сайтом
ничего особенного не делали, а из "Яндекса" сайт пропал. Оказывается,
у них на поддомене стоит код "партнерки" сети знакомств
"Мамбы". Казалось бы, какое отношение контент на поддомене имеет к их
основному сайту? Но "Яндексу" это не нравится. Он считает, что
дублирование контента – это не очень хорошо. Я знаю несколько человек, которые
пострадали от этого. После того, как была удалена эта "партнерка",
сайт очень быстро восстановился в индексной базе. Причины могут быть
технические – это сбой на хостинге либо сбой в поисковиках.
Как с этим бороться? Что делать? Во-первых, стараться не спамить. Во-вторых,
не хостить сайт в офисе. Можно рассказать очень много интересных и забавных
историй о том, по каким причинам люди оставляют сайт на хостинге в офисе: от
вопросов безопасности, до вопросов удобства для системного администратора. И
третье – не паниковать. Если вы все делали правило, но ваш сайт пропал из
индекса – это не значит, что вас заподозрили в каком-то жульничестве. Может,
это проблема на стороне поисковой машины.