Согласно результатам исследования "Экономика Рунета 2015-2016", по итогам 2015 года суммарный объем экономики Рунета и рынка электронных платежей составил 1 943,38 млрд рублей, что составляет 2,4% от ВВП. Объем интернет-зависимых рынков сопоставим с 19% ВВП.
По отдельности в 2015 году контент и сервисы Рунета составили 1 355,38 млрд рублей, а электронные платежи – 588 млрд рублей. В 2016 году прогнозируется, что объем экономики Рунета достигнет 1 581,34 млрд рублей.
"Кризис в Интернете - это рост, но медленный", - так авторы исследования охарактеризовали текущую ситуацию.
В исследовании отдельно рассматривался 2016 год для определения продолжительности, масштаба и сроков выхода отрасли интернет-торговли из кризиса. Кроме того, проведен анализ регуляторного воздействия на отрасль и отношение к госинициативам. Данные по кроссбордеру в исследование не вошли.
Электронная коммерция
Сфера электронной коммерции в России исследована в 4 сегментах: интернет-ритейл объемом 315,3 млрд рублей (прирост по сравнению с прошлым годом 13%), электронные платежи в объеме 588 млрд рублей (прирост 23.5%) и прогнозом увеличения на 16,6%, онлайн-трэвел 315,3 млрд рублей, прочие - 147,20 млрд рублей (30%).
Драйверами роста названы следующие факторы:
- Рост "интернет-стажа" пользователей (сейчас он в среднем более 6 лет);
- Увеличение доли пользователей с опытом безналичной оплаты покупок в Сети (доля более 69%);
- Повсеместный и круглосуточный доступ в Интернет с мобильных устройств (доля заказов до 50-70%);
- Улучшение сервисов доставки (быстрее, надежнее и дешевле). Отдельно отмечен вклад "Почты России" как одного из главных логистических операторов;
- Падение популярности офлайновых магазинов (закрытие и/или сокращение ассортимента).
Маркетинг и реклама
В этом году многие игроки изменили подходы к сегментированию рынков. РАЭК последовала рекомендациям экспертов IAB Russia при оценке объема российского рынка интернет-рекламы, выделив сегменты Perfomance, Search и таргетированную рекламу. Сегмент "Контекстная реклама" (Performance) составил 80,50 млрд, что больше на 15% предыдущего года. Прогноз по нему на 2016 год - 102,0 млрд (рост примерно на 27%).
Контент-маркетинг показал снижение на 1,5% и составил 20,1 млрд рублей. Чистый рынок медийной (дисплейной) рекламы - 19,80 млрд рублей так и не восстановился. Он показал минус 10% от прошлого года, и всё большую его долю занимает видеореклама - 4,60 млрд (рост на 21%).
Эксперты отмечают усиление конкуренции за бюджеты рекламодателей с ТВ, где стоимость контакта сравнялась и даже иногда стала дешевле, чем на порталах-лидерах Рунета. Также возлагаются большие надежды на переход на программатик (способ автоматизации директ-рекламы для нескольких кампаний, охватывающий как гарантированные, так и негарантированные контракты). В Европе программатик за год вырос на 76%, а мобильный программатик – на 165%.
Цифровой контент
Объем цифрового контента за 2015 год составил:
- Электронные книги - 1,61 млрд рублей (67%);
- Игры - 46,7 млрд рублей (14%);
- Онлайн-музыка - 2,33 млрд рублей (6%);
- Онлайн-видео - 3,80 млрд рублей (9%).
Данный сегмент показал рост около 13%. Прогнозы на следующие годы умеренно оптимистичны. Основным драйвером роста будут электронные книги (увеличение объемов на 43%).
Инфраструктура Рунета
Объем доменного рынка российского сегмента Интернета составил в 2015 году 2,70 млрд рублей, хостинг-индустрия выросла всего на 6% до 5,90 млрд рублей, веб-разработка составила 25,40 млрд рублей (5% роста).
Объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 6,60 млрд рублей в 2015 году с ожидаемым ростом в 25% в 2016 году. При сохранении дальнейших тенденций на импортозамещение и переход на облачные продукты можно прогнозировать быстрый рост данного сегмента новой цифровой экономики.
По итогам 2015 года домен .RU вошел в пятерку крупнейших доменов мира — в нем насчитывается 5,22 млн имен. Кириллический домен .РФ с 900 тысяч имен — абсолютный лидер среди доменов с нелатинизированными именами. Домены .RU и .РФ демонстрируют одни из лучших темпов роста в Европе.
Мобильный Рунет
Аудитория Рунета растет практически только за счет мобильных пользователей. Всего ежемесячно мобильным интернетом пользуются порядка 62 млн россиян.
Практически во всех сегментах на мобильную составляющую приходится минимум четвертая часть рынка. В сегментах услуг и цифрового контента эта доля достигает 80-90%. При этом часть пользователей или покупателей с мобильных устройств уверенно приближается к 40%.
Законодательство
По оценкам РАЭК, законодательные инициативы 2015 года, получившие нейтральные и положительные оценки, составили 38%. В 2013-2014 годах их доля составляла менее четверти. В целом общее количество (положительных, отрицательных и нейтрально оцениваемых) законодательных инициатив в 2015 и 2016 годах остается стабильным.
В последние два года законодательные инициативы носят более узкий характер и регулируют отдельные сегменты, тогда как в 2013-2014 годах законопроекты затрагивали большинство интернет-рынков.
Важной вехой в развитии регуляторной среды стало противодействие концепции так называемым "Глобальной лицензии" и "Налогу на интернет", где впервые единым фронтом выступили представители интернет-индустрии, телекоммуникационные компании и значительная часть правообладателей и производителей контента.
В результате диалога представителей отрасли и государства наметились следующие направления дальнейшего развития законодательства:
- Приоритетность российского ПО и оборудования при проведении закупок;
- Равенство условий ведения деятельности интернет-компаниями в Российской̆ Федерации;
- Продление действия пониженных тарифов страховых взносов;
- Налоговые льготы.
При всем этом этом около половины опрошенных считают оптимальным "оставить отрасль в покое" и ввести мораторий на изменение законодательства и регулирование.
Значительный прогресс наметился и в области оценки регулирующего воздействия, где всем инициативам последних двух лет была дана оценка экспертного сообщества, а ряд проектов и дорожных карт были созданы в рамках экспертных рабочих групп. Важную роль в этом процессе играет Экспертный совет при Правительстве РФ, институты отраслевого саморегулирования и лоббирования интересов сегментов отраслей (РАЭК, МКС, РОЦИТ, ФРИИ), а также созданный в 2015 году Институт Развития интернета (ИРИ).
Тем не менее некоторые беспрецедентно жесткие меры по регулированию Интернета были законодательно приняты, противодействовать этому не смогли даже правительственные эксперты.
Влияние кризиса
Опрос, посвященный этой теме, назывался "Кризисный барометр". Эксперты отметили, что в целом на онлайн-экономике кризис сказался несколько слабее, чем на российской экономике в целом.
С тем, что кризис заставляет бизнесменов выводить на рынок новые продукты и услуги, согласны 50% опрошенных. Пятая часть экспертов уверена, что дно экономического кризиса в отрасли ожидается во втором полугодии 2016 года, а каждый десятый считает, что дно уже пройдено в 2015 году. И все же 35% респондентов затрудняются с однозначным ответом на этот вопрос.
Оценить сроки возврата онлайн-отрасли на докризисный уровень затруднилось 40% опрошенных. На тот же вопрос, заданный в середине 2015 года, треть экспертов называла конец 2017 и более поздние даты.
По итогам текущего опроса "Кризисный барометр - 2016", около 30% респондентов считают 2017 год годом восстановления. Таким образом, стагнация онлайн-экономики будет происходить еще около года.
Прогнозы развития Рунета
Эксперты прогнозируют окончание кризисного сценария и выход на "консервативный рост". При этом количество стагнирующих сегментов не сократилось, а увеличилось, что является тревожным знаком.
Большая часть экспертов сходятся во мнении, что в текущих условиях прогнозирование затруднено.
Источник: http://oborot.ru/news/18227/24 |