Мой доклад называется "Варианты товарного продвижения
интернет-магазина". Наверное, он будет интересен представителям
интернет-магазинов, которые так или иначе занимаются товарной рекламой. Вначале
я скажу просто несколько слов о товарной рекламе. Наверное, многие знают, что
это – один из самых эффективных инструментов продвижения интернет-магазина,
потому что пользователь приходит не на главную страницу сайта и не на главную
страницу раздела, а непосредственно на страницу с товаром, который его
интересует. Соответственно, такая реклама очень узко таргетирована и велика
вероятность, что в итоге товар будет куплен, и конверсия у товарной рекламы,
конверсия посетителя в покупателя традиционно находится на высоком уровне.
Еще одно преимущество товарной рекламы для рекламодателей, по сравнению с
контекстной и баннерной рекламой – это сравнительно небольшая стоимость клика.
Сейчас уже, в частности, на "Яндекс.Маркете" появилась аукционная
система – для показа в наиболее выгодных местах существует аукцион, но, тем не
менее, в среднем по рынку для большинства площадок эта стоимость клика
фиксирована и находится на уровне 10-15 центов. Это, в общем-то, довольно
отрадный факт для рекламодателей. Все знают, что там сейчас творится, в
"Директе", в "Бегуне". Стоимость клика для некоторых
тематик там достигает каких-то заоблачных высот, и мне лично совершенно
непонятно кому выгодно покупать там клики за 5, 10 долларов, что это вообще
должны быть за услуги и товары.
Но вопрос не в этом, а в товарной рекламе. Она более-менее предсказуема,
поскольку аукцион там есть только на каких-то определенных местах, а в целом
стоимость стабильна. В этом докладе я обрисую различные варианты товарного
продвижения, которые есть на сегодняшний день и попытаюсь дать какие-то советы,
проанализировать, как сделать это товарное продвижение более эффективным.
Можно выделить три различных варианта товарного продвижения. Первое – это организация
собственной партнерской программы.
Партнерская программа – это, конечно, универсальный маркетинговый
инструмент, но если говорить именно применительно к интернет-магазинам, то для
интернет-магазина самые лучшие партнеры – те, кто работает с товарными базами,
поэтому партнерскую программу в нашем случае вполне можно отнести к товарному
продвижению. Сразу нужно сказать, что организовывать свою партнерскую программу
– дело довольно хлопотное, и наивно думать, что вышел на рынок с каким-то
предложением, и все сразу на него кинутся. Сейчас существует огромное
количество различных вариантов для партнеров, и если какой-то неизвестный
интернет-магазин, не входящий в десятку лидеров, выйдет со своей партнерской
программой, то продвинуть ее будет сложно. Это придется делать либо за счет
каких-то очень выгодных условий (в ущерб самому магазину), либо придется
тратить большие финансовые ресурсы на продвижение этой партнерской программы.
Преимущество этого варианта – в том, что организация программы вполне
понятна, эта работа идет по собственным схемам, которые интернет-магазин хорошо
продумал. Второй плюс – что магазин работает без всяких посредников, напрямую.
Но надо учесть, что краеугольный камень партнерской программы – это доверие.
И сейчас в Рунете уровень доверия партнеров к магазинам невысок. Было несколько
случаев, и все, наверное, о них знают, недобросовестного поведения магазинов.
Поэтому изначально нужно быть готовым к тому, что у партнеров большой скепсис,
т.е. их доверие нужно заслужить. Изначально они думают, что их могут обмануть,
и новому магазину с новой программой заслужить это доверие тяжело. Как я уже
говорил, сейчас очень большая конкуренция по переманиванию партнеров, сейчас
довольно много предложений – и от партнерских сетей, и от других различных программ.
Лично я рекомендую открывать свою партнерскую программу магазину, который
претендует на лидерство в своей области, имеет какой-то известный бренд и готов
тратить на это направление определенные ресурсы. Т.е. нет смысла ждать, что это
будет какой-то автоматический генератор продаж, необходимо работать над
развитием этой партнерской программы.
Следующий вариант товарного продвижения – это прямое сотрудничество с
площадкой. Я, достаточно условно, выделил три модели площадок.
Первая модель – сателлитная. Это площадки-спутники, которые относятся
к какому-то крупному порталу и, соответственно, большую часть трафика получают
от него, либо он им передает большую часть известности бренда. Они всем
известны: "Яндекс.Маркет", "Рамблер-Покупки",
"Торг.ру". У всех крупных поисковых систем в Рунете сейчас есть такие
площадки, которые функционируют с разной долей успешности. Конечно, безусловным
лидером является "Яндекс.Маркет", в том числе, по технологическому
уровню по usability, как Диана рассказывала. Если сравнивать эти три площадки,
то в "Рамблер-Покупках" и "Торг.ру" нет даже карточек
товаров. Технологически они слабы, и какой-то трафик у них есть только за счёт
того, что они принадлежат "Рамблеру" и Mail.ru. А "Яндекс.Маркет"
пользуется популярностью и у рядовых пользователей, и рекламодателей, все там
размещаются. Сейчас появились еще сателлитные площадки второй волны – на
Internet.ru, 3Dnews.ru и т.д. Но им пока тяжело заслужить это доверие со
стороны магазинов.
Вторая модель - "независимая" (Price.ru, ABC.ru, e-catalog.ru).
Эта группа площадок получает большую часть трафика от стороны постоянных,
которые заходят именно на этот ресурс в поиске товара. Надо оговориться, что
"Яндекс.Маркет" можно отнести и сюда, потому что многие заходят сразу
на "Яндекс.Маркет", которые уже прекрасно знают что это такое. Это
разделение - не чисто по траффику, но и идеологическое. Все-таки,
"Яндекс.Маркет" у нас ассоциируется именно с "Яндексом".
Его как-то язык не поворачивается назвать независимым. Но если рассуждать чисто
идеологически, можно спросить: "Что здесь делает
"Прайс.ру"?", - который недавно был куплен
"Рамблером", но посетители заходят именно на Price.ru - им все равно
кому этот проект принадлежит, их интересует определенный сервис.
Это очень малочисленная группа, т.к. тяжело заслужить к себе хорошее
отношение – чтобы люди не просто случайно заходили один раз, а постоянно
возвращались в поисках товара именно на эту площадку.
Третья группа площадок, напротив, - самая многочисленная. Таких площадок –
сотни, может быть, тысячи, и их число все время растет. Это площадки, которые
ориентированы на поисковый трафик. Эти площадки живут исключительно за
счет поисковой оптимизации и имеют хорошие позиции по ряду товарных запросов –
человек приходит с поисковика на площадку и потом уже в магазин. Несколько
примеров таких площадок: priceok.ru, j5.ru, mixcat.ru.
Вопрос в том, с какими из них интернет-магазину стоит заводить прямые
отношения. Если интернет-магазин хочет войти в прямой контакт с сателлитными
площадками, безусловно, надо их рассматривать. С поисковыми площадками – надо
понимать, что для этого необходимы очень существенные ресурсы, потому что таких
площадок очень много. Причем, скорее всего, придется брать отдельного человека,
который будет договариваться с этими площадками.
Резюме таково, что с сателлитными и независимыми площадками стоит налаживать
прямое сотрудничество, причем на их условиях. С площадками поисковой модели -
только если интернет-магазин готов тратить на работу с ними очень много
ресурсов.
Плюсы прямого сотрудничества с товарными площадками:
Качество площадок, часть
которых не будут работать в партнерских программах или через посредников;
Количество трафика с
крупных площадок;
Отсутствие посредников.
Основная сложность прямой работы – анализ трафика (насколько выгодно
работать с площадкой, как это окупается и т.д.). Площадки предлагают свои
интерфейсы статистики, и главная проблема – в качестве этих интерфейсов и этой
статистики, в том числе, у ведущих площадок. Поэтому, если работаешь напрямую,
нужно настраивать статистическую систему на своей стороне, чтобы оценивать
маркетинговые показатели: стоимость покупки, корзины и т.д.
Минусы – это дополнительные трудозатраты, сложности в работе с большим
количеством площадок.
Наконец, третий вариант товарного продвижения - вступление в партнерскую
сеть. Этот вариант наиболее приемлем для магазинов, которые хотят расширить
охват товарных площадок, получать аналитические данные и не нести при этом
дополнительных временных затрат. Партнерская сеть – это онлайн-система, которая
является посредником между рекламодателями и партнерами. Она регулирует все
финансовые взаимоотношения, предоставляет статистику, осуществляет выплаты
партнерам. Наиболее известные примеры на западном рынке – это Commission
Junction, LinkShare, Performix. Лидером является Commission Junction. Там очень
мощный, гибкий функционал. В отличие от Рунета, на западном рынке партнерские
сети занимают очень прочную позицию. Но поговорим о наших проектах в этой
области.
Приведу несколько примеров отечественных сервисов, которые с определенными
натяжками можно назвать партнерскими сетями. Это "Бегун", Rorer – с
одной стороны, они выполняют посредническую функцию, с другой – у них
узкопрофильная модель. Например, у Rorer единственный формат рекламного
носителя – баннеры 240х400, у "Бегуна" – реклама только с оплатой за
клик, т.е. нет гибкости, которая нужна, если проект претендует на то, чтобы
быть полномасштабной партнерской сетью.
Есть более гибкие системы, в которых можно создавать программы с оплатой за
действия: Gobo Clicks, CLX и т.д. С моей точки зрения, они тоже не могут
претендовать на эту роль, поскольку их технический уровень не очень высок да и
качество площадок зачастую оставляет желать лучшего. Тот же CLX многие
используют в основном для получения прямых ссылок, хотя изначально идеология
системы была другой.
Но факт остается фактом: сейчас в Рунете нет партнерской сети, которой бы
все доверяли и которая брала бы на себя функции посредника. Есть множество
узкопрофильных сетей, либо сети широкопрофильный, но с множеством недочетов.
Одним из примеров таких узкопрофильных сетей является партнерская сеть
MixMarket.biz, к которой я имею непосредственное отношение. Сейчас мы поговорим
о ней, потому что это продуктовоориентированная партнерская сеть, и она
наиболее интересна именно интернет-магазинам. Центральным объектом в этой сети
является именно товар, т.е. все ссылки являются товарными.
Рис.1. MixMarket.biz – схема работы
MixMarket является посредником между интернет-магазинами и товарными
площадками. Интернет-магазины отдают XML с базой товаров, MixMarket раздает
партнерам этот XML в обработанном виде, площадки дают трафик
интернет-магазинам. Также MixMarket предоставляет рекламодателям различные
статистические данные, контролирует качество площадок (существует. довольно
строгая модерация). Мы не гонимся за количеством – пусть лучше площадок будет
меньше, но они будут более-менее приемлемые. За все вот эти функции партнерская
сеть, как посредник, берет 25% от стоимости клика.
А теперь поговорим о том, какие функции вообще должны быть у партнерской
сети на примере MixMarket.biz.
Первая функция – автоматизация взаимодействия с партнерами.
Рис.2. MixMarket.biz – автоматизация взаимодействия с
партнерами
На рисунке – список партнеров. В MixMarket все партнеры разделены по
статусам, у каждой площадки есть рейтинг, категории товаров, которые наиболее
популярны, т.е. это просто упрощение работы.
Вторая функция – предоставление отчетов и аналитической информации. Можно
получить отчет по каждому клику: помимо IP, выводится страница откуда пришел
пользователь, входная страница магазина, куда он попал, и многое другое.
Еще одной функцией, которую может брать на себя партнерская сеть – это
регулирование стоимости партнерских взаимодействий. Вообще говоря, классическая
сеть не должна регулировать эту стоимость, потому что рекламодатели сами
создают программы на своих условиях, а система выполняет посреднические
функции. Но это если говорить о наиболее гибких системам типа Comission
Junction. Но MixsMarket – узкопрофильная сеть, она регулирует стоимость, т.е.
сама определяет сколько должен стоить тот или иной клик. В этом есть
определенные плюсы, потому что во-первых, при таком способе определения
стоимость клика не будет расти неограниченно. Она не должна быть очень высокой,
и мы пытаемся найти вот эту золотую середину, т.е. "нащупать" стоимость
клика, которая будет выгодна и интернет-магазинам, и партнерам. Это не такая
простая задача, там нужно анализировать много факторов, и главное – чтобы обе
стороны остались довольны. Тогда можно сказать, что партнерская сеть свои
функции выполняет.
Средняя стоимость захода в корзину у нас составляет 2 у.е. или 60 рублей,
средняя стоимость продажи – 8 у.е. Надо сказать, что большинство наших
рекламодателей – это магазины бытовой техники, предлагающие дорогие товары. У
рекламодателей с дешевыми товарами эти показатели, естественно, ниже.
И в заключение, приведу плюсы и минусы вступления в партнерскую сеть. Плюсы:
Автоматизация всех
взаимодействий;
Подробная аналитическая
информация;
Экономия времени и усилий;
Регулирование стоимости
клика;
Отсутствие аукционной системы,
т.е. стабильная стоимость.
Основная сложность – некоторые небольшие временные затраты на работу в
аккаунте партнерской сети. Как правило, у всех подобных сетей удобные аккаунты
и разобраться довольно просто.
Минусы для рекламодателей:
Дополнительная комиссия,
которую он выплачивает посреднику;
Неучастие наиболее
авторитетных площадок, потому что они, как уже говорилось, работают на
своих условиях, им нет нужды вступать в партнерскую сеть.