E-business
Понедельник, 20.05.2024, 02:34
| RSS
Добро пожаловать на сайт об электронном бизнесе!

Главная Каталог статей
Меню сайта
Категории раздела
Маркетинг и реклама [110]
Электронные платежи [24]
Электронная торговля [89]
Мобильная коммерция [25]
Бизнес-модели [22]
Интернет, социальные сервисы [22]
Цифровая экономика, информационное общество [6]
IT инфраструктура [39]
Статистика
Главная » Статьи » Бизнес-модели

Crowdsourcing в действии

Сам термин довольно тесно переплетен с понятием User Generated Content (далее UGC), но можно сформулировать и некоторые принципиальные различия.

В  случае с краудсорсингом, бизнес осознанно использует распределенные человеческие ресурсы, чтобы создать свой собственный бизнес-продукт и в итоге заработать на нем (и для этого бизнес привлекает доступную ему аудиторию, пытаясь направить ее творческий потенциал в нужное русло). А в случае с UGC пользователь прежде всего удовлетворяет свои потребности, попутно генерируя контент, который бизнес уже потом пытается (если получится) как-то монетизировать.  Т.е., на мой взгляд, видна разница в:

  • инициаторе процесса (бизнес или пользователь)
  • преобладающих способах мотивации исполнителей-авторов (внешняя или внутренняя)
  • разделении прав на произведенный продукт (они достаются бизнесу или остаются у пользователя)


На мой взгляд, краудсорсинг – более чистое бизнес-понятие, и в нем чаще используются внешние способы мотивации. А UGC – термин довольно размытый, не всегда связан с коммерческими бизнес-моделями и чаще основан на внутренней мотивации исполнителей. Плюс понятие UGC ограничивается контентом, в то время как crowdsourcing на выходе дает более широкий ассортимент продуктов (например, это может быть чистая идея или какая-то экспертная услуга).

Хотя, еще раз замечу, эти 2 термина очень тесно связаны, и противопоставлять их друг-другу будет неверно.

Итак, crowdsourcing

Мы определились, что crowdsourcing- это инструмент бизнеса по взаимодействию с новой практически неограниченной группой исполнителей.

В чем же его преимущества перед традиционным наймом в штат? В каких случаях краудсорсинг эффективен, в чем его сила?

  1. Во-первых – масштабируемость. Доступ к результатам труда практически неограниченной аудитории позволяет быстро создавать глобальный продукт. (Перевод седьмого Гарри Поттера всего за 2 дня, например)
  2. Во-вторых, возможность разделить свои бизнес-риски с исполнителями задачи. В большинстве случаев исполнитель если и получает оплату за свой труд, то уже из прибыли, которую он принес бизнесу.
  3. Ну и в третьих, это присущий краудсорсингу бонусный эффект аутсорсинга – возможность извлечь дополнительную прибыль за счет регионального перепада уровня жизни. Т.е. использование дешевой удаленной рабочей силы.

Все хорошо, но как заставить все это дело работать на себя? Давайте попробуем разобраться, какие мотиваторы использует бизнес, чтобы создать заинтересованное online-комьюнити?

  1. Revenue Sharing
    Да, разделение прибыли, web2.0 и все такое. Пожалуй, это самый эффективный метод получения на выходе более-менее профессионального продукта. (Прибыль, как вы поняли, делится между бизнесом-инициатором и автором-исполнителем.)
  2. Self PR
    Здесь я имею в виду проекты, которые дают своим авторам возможность "продать” себя. Т.е. автор в этом случае работает на проект (как эксперт, например) и в итоге получает от аудитории определенный бонус профессионального доверия, которое потом может превратить в деньги. А его экспертные действия (ответы на вопросы, рекомендации, статьи) становятся собственностью бизнеса-инициатора и собственно являются платой за этот Self PR.
    К проектам, использующим такую мотивацию можно отнести всевозможные консультации экспертов на тематических порталах,  профессиональные сообщества с рейтингованием, специализированные конкурсы, коллективные блоги на профессиональные темы и т.п.
  3. Альтруистические игры на подсоздании
    Это еще один пласт мотиваций, которые пытаются использовать особо одаренные инициаторы. Как правило, игра идет на лозунге "Сделай мир лучше”. Самый  яркий (но далеко не единственный) пример – wikipedia. Это довольно сильный мотиватор, если подумать. Только его сложно совместить с эффективной монетизацией (альтруисты не очень любят, когда на них зарабатывают :).

Ну, что ж, теории, пожалуй, достаточно.
Самое время привести примеры удачных интернет-проектов, в основе которых лежит идея кроудсорсинга:

Микропейментовые фотобанки (микростоки)

istockphoto.com

Лет 5 назад началась эра кроудсорсинга в коммерческой фотографии. Сотни тысяч полупрофессиональных фотографов получили возможность продавать свои работы через интернет.  Основная мотивация авторов – процент c продаж. Микростоки же берут на себя задачи контроля качества, каталогизации контента и взаимодействия с покупателем. Надо отметить порзительную эффективность краудсорсинг-модели в данном случае – микростоки сумели всерьез подвинуть бизнес традиционных фотобанков и постепенно увеличивают свою долю на рынке. (Здесь доступен перечень самых известных микропейментовых фотобанков, если кому-то интересно. Мой проект, кстати :).

Школажизни.ру

shkolazhizni.ru

Еще один удачный пример (на этот раз русскоязычный) привлечения интернет-аудитории для создания коммерческого контента. В данном случае речь идет о создании статей на заданную тему. Авторы получают небольшую (по меркам традиционной журналистики) оплату за свой труд, а бизнес-инициатор дешевый и довольно качественный контент по нужной ему тематике. Как и в случае с микростоками, бизнес здесь решает также вопросы контроля качества (работают штатные редакторы).

Translated.by

translated.by

Еще одна красивая реализация идеи краудсорсинга, правда пока без четкой модели монетизации – сейчас они успешно работают на альтруистичной модели. В данном случае продуктом является коллективный перевод, который выполняют зарегистрированные пользователи сайта. Статьи для перевода предлагают они же. Думаю, при желании, авторы проекта легко превратят его в бизнес, добавив услугу платного перевода и модель revenue sharing (правда, в этом случае им еще придется взять на себя функцию контроля качества, опять же).

E-generator.ru

e-generator.ru

Пример коллективного творчества в области генерации идей (брэйншторминг идет, как правило, в области рекламы и маркетинга). Экспертное сообщество генерирует пул идей на заданную заказчиком тему, победители получают материальные бонусы. Дополнительная схема монетизации проекта – продажа доступа к собранному за время работы проекта архиву идей.

Конечно, список удачных реализаций принципа краудсорсинга не ограничивается этим небольшим перечнем. Здесь только те, которые я хорошо знаю, за которыми слежу с момента их открытия, и в которых краудсорсинг действительно играет основную роль.



Источник: http://stankevich.name/development/crowdsourcing.html
Категория: Бизнес-модели | Добавил: Volfson (20.09.2011)
Просмотров: 1469 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Copyright М.Б.Вольфсон © 2024