E-business
Воскресенье, 19.05.2024, 09:21
| RSS
Добро пожаловать на сайт об электронном бизнесе!

Главная Каталог статей
Меню сайта
Категории раздела
Маркетинг и реклама [109]
Электронные платежи [24]
Электронная торговля [89]
Мобильная коммерция [25]
Бизнес-модели [22]
Интернет, социальные сервисы [22]
Цифровая экономика, информационное общество [6]
IT инфраструктура [39]
Статистика
Главная » Статьи » Интернет, социальные сервисы

Электронное правительство: от возможности к обязанности
В 2011 году ожидается, что во всех развитых странах количество компаний, которые используют e-Government хотя бы для одного бизнес-процесса, в среднем будет выше 90% (в 2010 году – 75%). Аналогичным образом в развитых странах количество граждан, пользующихся такими услугами, предположительно увеличится на 10%. В отдельных странах, где оказание электронных услуг населению является важным средством, призванным повысить эффективность работы государственного сектора, даже может быть учреждена новая должность национального руководителя по информационным технологиям.
Рост потребностей, связанных с повышением эффективности работы правительства, вероятно, послужит сильным толчком для более широкого распространения платформ, применяемых для оказания государственных электронных услуг; кроме того, в некоторых странах процесс внедрения таких услуг станет более активным. Использование интернет-связи будет приобретать все более обязательный характер. Предполагается, что такой подход увеличит прибыльность вложений в создание инфраструктуры для оказания государственных электронных услуг. Так, по одной из оценок, экономия от обязательного применения электронных счетов может ежегодно составлять 0,8% от объема ВВП.
В последнее десятилетие правительства многих стран направили в общей сложности несколько миллиардов долларов США на создание инфраструктуры электронных услуг, начиная с систем подачи налоговых деклараций и заканчивая системами выписки пропусков. Однако порталы электронного правительства в разных странах используются совершенно по-разному. В большинстве случаев государственные электронные услуги, предоставляемые компаниям и населению, предлагаются как дополнительное средство для взаимодействия с государственными органами. Только в редких случаях предоставление этих услуг является обязательным.



Раньше одна из трудностей, связанных с организацией оказания государственных электронных услуг в обязательной форме, заключалась в том, что в таком случае могут выпасть некоторые слои населения (например, люди, у которых нет доступа в Интернет или те, для которых использование интернет-порталов самообслуживания представляет большие трудности). Но сегодня, когда почти все компании и многие потребители активно используют Интернет, некоторым странам необходимо сделать следующий шаг и перевести электронные услуги из разряда дополнительных в разряд основных. Например, на графике, представленном на рис. 2, приводится сравнение по странам Европы между общим количеством людей, пользующихся Интернетом, и количеством людей, пользующихся государственными электронными услугами. Во всех странах общее число пользователей Интернета в среднем превышает число людей, пользующихся услугами электронного правительства. В процентном соотношении разрыв между названными категориями людей в среднем составляет 20%. В отдельных странах этот разрыв еще больше и составляет 50%.
Ранее электронное правительство использовалось компаниями в ограниченном объеме. Однако причина не всегда была связана с нежеланием компаний пользоваться такого рода услугами: в некоторых случаях не всегда были доступны «каналы» для связи через Интернет. Например, в некоторых регионах возможность отправки электронного счета появилась только начиная с февраля 2010 года.
В других случаях налоговые агенты сталкивались с трудностями при отправке деклараций от имени своих клиентов. Проблема заключалась в том, что агенты не могли отправлять отчетность сразу по нескольким клиентам, поскольку предоставленная им учетная запись предназначалась только для отправки отчетности по какой-то одной компании. Бывали ситуации, когда государственные службы постоянно или время от времени не могли связаться по электронной почте с компаниями и их агентами, либо такая возможность имелась, но в редких случаях.
Введение таких услуг, как правило, вело к возникновению дополнительной статьи расходов в федеральном и региональном бюджетах. Часто эти расходы добавлялись к расходам на содержание уже существующей инфраструктуры связи. Кроме того, уровень возможной экономии средств, который может быть обеспечен благодаря электронному правительству, иногда снижался из-за несовершенства внутренних процессов: в отдельных случаях учетные данные переписывались вручную в одном департаменте, после чего они повторно вводились вручную в другом. Это делалось только для того, чтобы обеспечить процесс обмена данными.
Что касается населения, то наибольшей популярностью электронное правительство скорее всего будет пользоваться у относительно молодых групп населения. К представителям этих групп относятся учащиеся, а также лица, которые хотят получить временные водительские права или взять кредит в банке. Со временем объем электронных услуг, оказываемых, например, через пункт обслуживания или колл-центр, может уменьшиться и предоставляться только для отдельных групп граждан, которые не в состоянии оплатить доступ в Интернет или по каким-либо другим причинам не имеют возможности использовать государственные интернет-услуги. Кроме того, правительства различных стран скорее всего будут стремиться к тому, чтобы все департаменты могли обмениваться электронными данными. Для этого потребуется стандартизировать процессы сбора данных, а также разработать единообразные форматы представления данных. В последнем случае может использоваться открытый стандарт представления отчетности iXBRL.
В развивающихся странах возможности по внедрению электронного правительства, как правило, ограничиваются двумя основными факторами: проблема внедрения новых технологий и компьютерная грамотность. Так, например, только в 15 фриканских странах показатель распространения интернет-связи превышает 10%-ый порог. При этом в тех развивающихся странах, где возможности построения сети фиксированной широкополосной связи ограничены, мобильная связь может сыграть важную роль, поскольку этот вид связи, как правило, получает большее распространение. Например, ожидается, что в первой половине 2011 года число абонентов мобильной связи в Индии составит около 800 млн человек. Для сравнения: число абонентов широкопо-
лосной связи составляет 11 млн человек. В таких условиях использование мобильной связи для оказания может стать основным направлением развития электронного правительства, особенно в среднесрочной перспективе.
В индийском штате Раджастан была запущена услуга электронного правительства. Вся основная информация передается населению (пенсионерам, пожилым людям и инвалидам) посредством мобильной связи. Вся информация, начиная с сообщений о начислении пенсии и заканчивая информационными рассылками, предоставляется посредством мобильной связи. Система также имеет функцию преобразования текста в речь, предназначенную для малограмотных граждан.
Развивающиеся страны, в которых уже есть электронное правительство, скорее всего продолжат расширять спектр электронных услуг, оказываемых населению. В частности, к этому списку могут добавиться услуги в области здравоохранения. В 2011 году дальнейшему развитию проектов внедрения электронных услуг в развивающихся странах может также способствовать поддержка и инвестиции со стороны иностранных государств.
Выводы «Делойта»
Несмотря на то, что переход на обязательное ведение системы государственного электронного документооборота государственного управления в основном обусловлен необходимостью повышения производительности существующей технической базы, управляющим органам важно также помнить о том, что использование информационных технологий способствует повышению привлекательности страны для иностранных инвесторов и высококвалифицированных специалистов. Наличие инфраструктуры систем электронной коммуникации и оказания услуг способствует формированию положительного имиджа страны в той же мере, что и наличие современной технической инфраструктуры. В то время как многие страны, в особенности индустриально развитые, скорее всего продолжат концентрироваться на снижении затрат, они не должны забывать также и о преимуществах, которые могут быть достигнуты в среднесрочной стратегической перспективе благодаря внедрению электронных услуг.
В развивающихся странах, где федеральный и местный бюджеты испытывают меньшие трудности, органам государственного управления, возможно, стоит рассмотреть возможность внедрения электронного правительства. Это позволит не только ускорить темпы экономического роста, но и одновременно с этим избежать необходимости расширения государственного и бюрократического аппарата.
Хотя отсутствие доступа в Интернет и недостаток компьютерной грамотности у представителей отдельных слоев населения и представляет собой существенное препятствие для внедрения электронного правительства, это препятствие преодолимо. В связи с этим следует отметить, что принятие пользователями нового процесса или приложения прежде всего зависит от удобства его использования, а это, в свою очередь, зависит от качества дизайна. Если приложения, используемые для оказания государственных электронных услуг, разработаны таким образом, чтобы обеспечивать максимальное удобство в использовании, то они могут послужить хорошей отправной точкой для повышения популярности компьютеров и Интернета среди населения. В некоторых случаях такой «отправной точкой» могут стать мобильные телефоны, имеющие выход в Интернет. При этом руководству каждой страны необходимо определить, какая из имеющихся платформ имеет наибольшее распространение в этой стране и лучше всего подходит для внедрения электронных услуг.
Чиновникам также необходимо задуматься об использовании социальных сетей в качестве одного из средств взаимодействия с гражданами. При переходе на оформление электронной отчетности по стандарту iXBRL налоговым органам понадобится приобрести новые навыки. Так, например, с переходом на новый стандарт может уменьшиться необходимость в проверке документов и проведении простейших расчетов, но при этом может увеличиться объем работ, связанных с комплексным анализом данных, а также с необходимостью выявления случаев, когда может потребоваться проведение проверки по компаниям.
Странам, которые развиваются наиболее активно, необходимо учитывать, что реализация проектов по развитию инфраструктуры электронных услуг и электронного бизнеса – один из важнейших факторов экономического роста, столь же обязательный, как и обеспечение безопасности на дорогах, в портах и на границе. Такие проекты позволят развивающимся странам ускорить темпы роста и сократить разрыв, существующий между ними и развитыми странами.



Источник: https://www.deloitte.com/view/ru_RU/ru/index.htm
Категория: Интернет, социальные сервисы | Добавил: Volfson (09.05.2011)
Просмотров: 1452 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Copyright М.Б.Вольфсон © 2024