E-business
Пятница, 03.05.2024, 10:52
| RSS
Добро пожаловать на сайт об электронном бизнесе!

Главная Каталог статей
Меню сайта
Категории раздела
Маркетинг и реклама [109]
Электронные платежи [24]
Электронная торговля [89]
Мобильная коммерция [25]
Бизнес-модели [22]
Интернет, социальные сервисы [22]
Цифровая экономика, информационное общество [6]
IT инфраструктура [39]
Статистика
Главная » Статьи » Цифровая экономика, информационное общество

Что такое Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 и в чем между ними разница

Что такое Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0?

Web 1.0, Web 2.0 и Web 3.0 — это термины, которые описывают этапы развития интернета и сопутствующих технологий.

Что важно: хотя этапа три, но строгой границы между ними нет. Все потому, что эволюция веба идет медленно.

Что-то исчезает, что-то остается, а что-то меняется. Поэтому точной даты, когда, к примеру, завершилась эпоха Web 1.0 и началась Web 2.0, не существует. Все условно.

А сейчас о каждом этапе расскажем подробнее.

Что такое Web 1.0?

Web 1.0, также известный как «статичный веб» или «только для чтения» — первая эпоха развития Интернета. Охватывает период с момента появления Всемирной паутины, а это на минуточку 1989 год, и заканчивается в середине 90-х — начале 2000-х годов.

Во время Web 1.0 сайты были статичными досками с объявлениями, тематическими форумами, персональными страницами. Люди посещали их, чтобы читать текст и смотреть картинки.

Кроме ссылок, других интерактивных элементов на сайтах не было. Про комментарии, онлайн-опросы, загрузку пользовательских файлов или создание личных аккаунтов и речи не было. 

Над созданием и поддержкой сайтов трудилась группа людей — вебмастеров. Они решали, какой контент публиковать, как часто, в каком формате. Остальные юзеры выступали в роли пассивных потребителей информации.

Строили сайты с помощью HTML-разметки без JavaScript, придающего сайтам динамичность. А все потому, что интернет в те годы был медленным и загрузку скриптов не потянул бы.

Вот что можно отнести к особенностям сайтов эпохи Web 1.0:

  • Обновлялись вручную веб-мастерами.
  • Предназначались для односторонней коммуникации. То есть пользователи могли только читать контент, но не взаимодействовать с ним.
  • Имели простой дизайн и ограниченную визуальную привлекательность. Строились на простых макетах с однотонными фонами и примитивной навигацией.
  • Не имели персонализации. Один и тот же контент видели все посетители, индивидуальные предпочтения и интересы не учитывались.
  • Не было социальных медиа. Создавать профили, заводить фолловеров и делиться контентом было негде.

Что такое Web 2.0?

Web 2.0, также известный как «динамичный веб» или «социальный веб», — следующий этап развития интернета. Начался в конце 1990-х и продолжается до сих пор.

Впервые термин «Web 2.0» использовал веб-дизайнер и эксперт по пользовательскому опыту Дарси Динуччи в 1999 году. Однако популярным оно стало после конференции, посвященной Web 2.0, в 2004 году в Сан-Франциско.

В своих выступлениях американский писатель и издатель Тим О'Райли описал новую веб-платформу для приложений и подчеркнул ценность контента, создаваемого самими пользователями.

Современный Web 2.0 — это сеть интерактивных веб-сайтов и платформ, на которых контент создают пользователи, а не админы и владельцы ресурсов.

Типичные представили эпохи — Фейс-соцсеть, YouTube, Twitter, TikTok, ВКонтакте, Телеграм. Их общая черта: фокус на пользовательском контенте и социальном взаимодействии.

Вот какие особенности есть у Web 2.0:

  • Контент, созданный пользователями. Любой человек в интернете может создать контент и поделиться им с другими.
  • Социальные сети. Появились с Web 2.0 и стали платформами для общения и обмена информацией между пользователями и бизнесом.
  • Коллективный разум. С Web 2.0 в интернете стал появляться так называемый коллективный разум. Это когда разные пользователи могут совместно оценивать, комментировать и редактировать контент. Пример подобного — Википедия.
  • Интерактивность. Пользовательские интерфейсы стали сложнее и интереснее. А все потому, что веб-приложения используют AJAX — асинхронный JavaScript и XML, чтобы обновлять страницу без перезагрузки.
  • Облачные технологии. Пользователи и бизнес смогли хранить, обрабатывать и обмениваться данными друг с другом через интернет в любой точке мира и через любое устройство.
  • Персонализация и рекомендации. Появились алгоритмы рекомендаций и стали предлагать пользователям тот контент, которые учитывает их интересы, привычки и покупательское поведение.
  • Мобильность. Приложения, сервисы и платформы стали адаптированы под мобильные устройства. Больше не надо было сидеть у компьютера, чтобы выйти в сеть.
  • Повсеместная авторизация. Появилась возможность создавать аккаунт фактически на любом сайте. Юзеры стали оставлять свои персональные данные в обмен на удобство и возможность пользования ресурсами. А бизнес использовать их в своих целях, например продавать рекламным агентствам.

Что такое Web 3.0?

Web 3.0, также известный как «семантический веб» или «интеллектуальный веб», — следующий этап развития сети, который еще не наступил, однако над ним уже работают веб-разработчики и IT-корпорации.

Задача, которая стоит, — создать новую версию интернета, которая будет более интеллектуальной и автоматизированной. То есть развивать способности сети:

  • понимать смысл отображаемого контента;
  • понимать запросы пользователей, которые те делают текстом, голосом или как-то еще;
  • максимально адаптировать контент под каждого пользователя в отдельности.

Другими словами, интернет в эпоху Web 3.0 станет больше походить на живого собеседника, чем на машину.

Базировать Web 3.0 должен на следующих технологиях:

  • Машинное обучение. Web 3.0 строится на технологии машинного обучения NLP. Она учит машины интерпретировать, манипулировать и понимать человеческий язык.

На базе NLP уже работают многие функции — например, автоматическая проверка орфографии, фильтрация спама и автозаполнения.

  • Распределенные реестры. А если по-простому — блокчейн. Он позволяет создавать децентрализованные и надежные системы хранения данных, которые могут быть использованы для различных целей, например криптовалюты.
  • Криптография. Технология шифрования. Обеспечивает безопасность и конфиденциальность данных, а также позволяет проводить проверку подлинности и целостности информации. Используется для создания цифровых подписей и шифрования данных.
  • Децентрализованные приложения. Работают на основе смарт-контрактов и используют распределенные реестры. Выполняются на децентрализованных сетях. В итоге у пользователей больше контроля над своими данными.
  • Искусственный интеллект. Создает интеллектуальные системы вроде ChatGPT или Bard, которые могут предсказывать и отвечать на запросы пользователей как живой собеседник.
  • Метаданные. Специальная разметка, которая сообщает алгоритмам, чему посвящена страница. Алгоритм, используя метаданные, понимает контекст устанавливает логические связи между фрагментами информации и создает ассоциации, подобные тем, что делают люди.
  • Интернет вещей, или IoT. Это сеть из различных устройств, каждое из которых имеет датчики, подключенные к интернету. Благодаря датчикам устройства взаимодействуют между собой и могут быть управляемыми удаленно.

Например, находясь в такси по дороге на работу, пользователь может через смартфон отрегулировать в своей квартире температуру.

Web 1.0 и Web 2.0 — в чем разница

Главное отличие Web 2.0 от Web 1.0 — акцент на пользовательском контенте и взаимодействии людей друг с другом. Но чтобы точно разобраться в разнице, смотрите табличку ниже — мы сравнили в ней обе эпохи. 

 

Web 1.0

Web 2.0

Контент

Статический. Создают и обновляют разработчики сайта

Динамический. Пользователи могут вносить изменения в существующий контент и создавать собственный с нуля

Взаимодействие

Однонаправленное. Владелец сайта дает информацию, пользователи — просматривают

Интерактивное и социальное. Пользователи оценивают информацию, комментируют ее и пересылают друг другу

Участие пользователей

Ограниченное. Люди могут только просматривать контент от владельцев сайтов

Активное. Пользователей, создают профили и аккаунты, делятся контентом, фолловят друзей, участвуют в дискуссиях и обсуждениях

Социальные сети

Роль разработчиков

Создают и обновляют контент

Создают платформы, онлайн-сервисы, инструменты, на которых контент создают уже сами пользователи

Пользовательский контент

Технологии

Статические HTML-страницы без широкого использования интерактивности и динамических элементов

AJAX, JavaScript, Flash, API и прочие, которые помогают создавать интерактивные и динамичные веб-приложения

 

Примеры веб-ресурсов эпохи Web 2.0

Эпоха Web 2.0 — это фактически все современные сайты, веб-приложения, интернет-магазины, онлайн-сервисы, платформы и ресурсы, которые есть в интернете. А если конкретно:

  • сервисы с подкастами — Anchor, PodBean, Buzzsprout;
  • все социальные сети — ВКонтакте, Одноклассники, Инста-соцсеть, Фейс-соцсеть;
  • онлайн-карты с отзывами и рейтингами заведений — Google Maps, 2ГИС;
  • блоги — Blogger, Яндекс.Дзен, Boosty.to;
  • платформы краудсорсинга, краудфандинга и прочие, на которых люди используют ресурсы совместно, чтобы достигать общих целей;
  • микроблоги — Twitter;
  • площадки с открытыми комментариями, например новостные порталы — РИА Новости, Фонтанка;
  • в также любые приложения для смартфонов: Uber, Яндекс. Лавка, телеграм, Делимобиль.

Преимущества и недостатки Web 2.0

На первый взгляд, минусов нет. С переходом на Web 2.0 интернет стал удобнее, интереснее, интерактивнее, а сайты и приложения грузятся за доли секунд. Но как выяснилось, у эпохи есть минусы и критика.

Преимущества Web 2.0

Web 2.0 позволил всем людям самовыражаться без какой-либо дискриминации. Особенно в этом преуспели соцсети и блоги.

Укрепилось общественное взаимодействие. Люди стали знакомиться в сети, обмениваться знаниями и работать над общими проектами.

Перечисленное выше — не все плюсы Web 2.0. Есть и другие:

  • Пользовательское участие. Создавать контент и обмениваться им могут все. Это упрочняет социальные связи, позволяет строить новые отношения.
  • Коллективный интеллект. Web 2.0 позволяет объединить знания и идеи гигантского числа людей. Разные пользователи вносят свой вклад в создание контента, меняют и оценивают его. В итоге качество информации становится выше, отчего все только в плюсе.
  • Большой выбор контента. С Web 2.0 у пользователей появились горы нового контента: сериалы, видео, стримы, онлайн-игры, подкасты. В интернете можно делать фактически что угодно: зарабатывать, развлекаться, обучаться и весело проводить время.
  • Гибкость и настраиваемость интернета. Люди могут выбирать настройки, предпочтения и конфигурацию браузеров, сайтов и приложений под себя. Интернет стал персонализированным и заточенным под конкретного человека.

Недостатки Web 2.0

Самый главный минус: с переходом в Web 2.0 появились IT-гиганты.

С одной стороны, это привело к улучшению качества услуг — связь стала быстрее, а сайты удобнее. С другой — контроль над онлайн-ресурсами и персональными данными пользователей оказался в руках крупных компаний.

Они стали руководствоваться своими финансовыми интересами, а не интересами пользователей, например передавая персональные данные государственным структурам или недостаточно тщательно фильтруя контент.

А вот немного статистики:

  • На Meta приходится более 50% всех штрафов GDPR — компания накопила штрафы на сумму $2 500 000 000;
  • Мета была оштрафована семь раз, в том числе четыре раза только в 2022 году;
  • Для сравнения, Amazon и Google в совокупности наложили штрафы на сумму более 800 миллионов долларов в виде GDPR.

Вывод: крупные IT-компании, которые, по сути, являются следствием Web 2.0, регулярно нарушают законодательство и не всегда несут за это ответственность. А страдают обычные люди.

А вот еще какие минусы есть у Web 2.0:

  • Ущерб конфиденциальности. Современные сайты собирают персональные данные и даже следят за перемещением пользователей.
  • Качество контента. Так как в Web 2.0 контент может размещать кто угодно, его качество не всегда высокое. Так появились ресурсы с фейками и оскорбительным контентом.
  • Зависимость от скоростного интернета. Сайты и приложения Web 2.0 тяжёлые как по требованию памяти, загрузке процессора, так и по трафику. Если скорость интернета упала, пользователь не сможет зайти на ресурс.
  • Ограниченный контроль. Пользователи Web 2.0 не могут контролировать контент, который создают. Модераторы могут накладывать цензуру или вовсе удалять без всяких предупреждений.

Web 2.0 и Web 3.0 — в чем разница

Главное отличие Web 3.0 — интернет станет больше ориентирован на простых пользователей, а не на IT-корпорации, как в Web 2.0.

Люди смогут управлять своими данными, ограничивать просмотр рекламы, а их контент и действия не будут ограничены цензурой и модераторами.

Рассмотрим подробнее, какие еще есть отличия между двумя эпохами.

 

Web 2.0 

Web 3.0 

Пользовательский контент

Пользователи создают и делятся блогами, видеороликами, постами, фотографиями, музыкой на специальных сайтах и в приложениях.


Однако случись что контент могут заблокировать или удалить

Благодаря распределенным технологиям и децентрализации, пользователи получают больший контроль над контентом.


Например, его никто не может его удалить

Семантическая связь

Информация представлена в виде неструктурированных данных.


Алгоритмы и поисковые системы плохо понимают контекст и не всегда верно интерпретируют информацию 

Между данными существует семантическая связь, которая позволяет алгоритмам понимать содержание и контекст страниц.


Например, пользователь получает ту поисковую выдачу, которая максимально соответствует его поисковому запросу 

Искусственный интеллект и машинное обучение

Используют ограниченно

Использует повсеместно

Распределенные технологии

❌ Сервисы часто централизованы, все данные хранятся на серверах компаний.

Использует блокчейн и распределенные базы данных, чтобы создать децентрализованную сеть.


В ней пользователи имеют больший контроль над своими данными и взаимодействуют друг с другом без посредников в виде IT-компаний

Интернет вещей и устройства

Незначительно интегрированы в веб-среду

Глубокая интеграция с веб-средой

 

Будущее Web 3.0 — чего ждать?

Web 3.0 еще не наступил — он находится в процессе развития. Например, уже:

  • Существуют децентрализованные приложения.
  • Генеративный ИИ появляется в поисковых системах.
  • Блокчейн используют в криптовалюте.
  • Невзаимозаменяемые токены NFT помогают художникам монетизировать и распространять свои цифровые творения новыми способами.
  • некоторые компании-адапеты Web 2.0 начинают внедрять новые технологии — например, разработчики Twitter анонсировали, что в скором времени можно будет отображать в постах невзаимозаменяемые токены NFT.
  • Децентрализованные веб-браузеры блокируют рекламу и позволяют пользователям выбирать, какие веб-сайты могут получать доступ к их данным.

Ожидается, что частью Web 3.0 станут метавселенные. Хотя они все еще не стали готовым продуктом, их концепция вполне описана.

По сути это — трехмерный иммерсивный мир, в котором пользователи буду проводить много времени: общаться, работать, развлекаться, учиться.

Метавселенная станет смесью виртуальной, дополненной и смешанной реальностей, игры, криптовалюты, социальных сетей и прочего.

Однако скептики считают, что полноценного развертывания Web 3.0 ждать рано. Скорее всего, некоторые элементы Web 3.0 будут существовать вместе с Web 2.0.

Причины: технологии третьей эры развития интернета — метавселенные, NFT и блокчейн-технологии сосредоточенны в руках конкретных организаций. Это-то и помешает стать интернету децентрализованным.



Источник: https://lpgenerator.ru/blog/chto-takoe-web-20/
Категория: Цифровая экономика, информационное общество | Добавил: Volfson (21.12.2023)
Просмотров: 25 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Copyright М.Б.Вольфсон © 2024