Что такое Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0?
Web 1.0, Web 2.0 и Web 3.0 — это термины, которые описывают этапы развития интернета и сопутствующих технологий.
Что важно: хотя этапа три, но строгой границы между ними нет. Все потому, что эволюция веба идет медленно.
Что-то исчезает, что-то остается, а что-то меняется. Поэтому точной даты, когда, к примеру, завершилась эпоха Web 1.0 и началась Web 2.0, не существует. Все условно.
А сейчас о каждом этапе расскажем подробнее.
Что такое Web 1.0?
Web 1.0, также известный как «статичный веб» или «только для чтения» — первая эпоха развития Интернета. Охватывает период с момента появления Всемирной паутины, а это на минуточку 1989 год, и заканчивается в середине 90-х — начале 2000-х годов.
Во время Web 1.0 сайты были статичными досками с объявлениями, тематическими форумами, персональными страницами. Люди посещали их, чтобы читать текст и смотреть картинки.
Кроме ссылок, других интерактивных элементов на сайтах не было. Про комментарии, онлайн-опросы, загрузку пользовательских файлов или создание личных аккаунтов и речи не было.
Над созданием и поддержкой сайтов трудилась группа людей — вебмастеров. Они решали, какой контент публиковать, как часто, в каком формате. Остальные юзеры выступали в роли пассивных потребителей информации.
Строили сайты с помощью HTML-разметки без JavaScript, придающего сайтам динамичность. А все потому, что интернет в те годы был медленным и загрузку скриптов не потянул бы.
Вот что можно отнести к особенностям сайтов эпохи Web 1.0:
- Обновлялись вручную веб-мастерами.
- Предназначались для односторонней коммуникации. То есть пользователи могли только читать контент, но не взаимодействовать с ним.
- Имели простой дизайн и ограниченную визуальную привлекательность. Строились на простых макетах с однотонными фонами и примитивной навигацией.
- Не имели персонализации. Один и тот же контент видели все посетители, индивидуальные предпочтения и интересы не учитывались.
- Не было социальных медиа. Создавать профили, заводить фолловеров и делиться контентом было негде.
Что такое Web 2.0?
Web 2.0, также известный как «динамичный веб» или «социальный веб», — следующий этап развития интернета. Начался в конце 1990-х и продолжается до сих пор.
Впервые термин «Web 2.0» использовал веб-дизайнер и эксперт по пользовательскому опыту Дарси Динуччи в 1999 году. Однако популярным оно стало после конференции, посвященной Web 2.0, в 2004 году в Сан-Франциско.
В своих выступлениях американский писатель и издатель Тим О'Райли описал новую веб-платформу для приложений и подчеркнул ценность контента, создаваемого самими пользователями.
Современный Web 2.0 — это сеть интерактивных веб-сайтов и платформ, на которых контент создают пользователи, а не админы и владельцы ресурсов.
Типичные представили эпохи — Фейс-соцсеть, YouTube, Twitter, TikTok, ВКонтакте, Телеграм. Их общая черта: фокус на пользовательском контенте и социальном взаимодействии.
Вот какие особенности есть у Web 2.0:
- Контент, созданный пользователями. Любой человек в интернете может создать контент и поделиться им с другими.
- Социальные сети. Появились с Web 2.0 и стали платформами для общения и обмена информацией между пользователями и бизнесом.
- Коллективный разум. С Web 2.0 в интернете стал появляться так называемый коллективный разум. Это когда разные пользователи могут совместно оценивать, комментировать и редактировать контент. Пример подобного — Википедия.
- Интерактивность. Пользовательские интерфейсы стали сложнее и интереснее. А все потому, что веб-приложения используют AJAX — асинхронный JavaScript и XML, чтобы обновлять страницу без перезагрузки.
- Облачные технологии. Пользователи и бизнес смогли хранить, обрабатывать и обмениваться данными друг с другом через интернет в любой точке мира и через любое устройство.
- Персонализация и рекомендации. Появились алгоритмы рекомендаций и стали предлагать пользователям тот контент, которые учитывает их интересы, привычки и покупательское поведение.
- Мобильность. Приложения, сервисы и платформы стали адаптированы под мобильные устройства. Больше не надо было сидеть у компьютера, чтобы выйти в сеть.
- Повсеместная авторизация. Появилась возможность создавать аккаунт фактически на любом сайте. Юзеры стали оставлять свои персональные данные в обмен на удобство и возможность пользования ресурсами. А бизнес использовать их в своих целях, например продавать рекламным агентствам.
Что такое Web 3.0?
Web 3.0, также известный как «семантический веб» или «интеллектуальный веб», — следующий этап развития сети, который еще не наступил, однако над ним уже работают веб-разработчики и IT-корпорации.
Задача, которая стоит, — создать новую версию интернета, которая будет более интеллектуальной и автоматизированной. То есть развивать способности сети:
- понимать смысл отображаемого контента;
- понимать запросы пользователей, которые те делают текстом, голосом или как-то еще;
- максимально адаптировать контент под каждого пользователя в отдельности.
Другими словами, интернет в эпоху Web 3.0 станет больше походить на живого собеседника, чем на машину.
Базировать Web 3.0 должен на следующих технологиях:
- Машинное обучение. Web 3.0 строится на технологии машинного обучения NLP. Она учит машины интерпретировать, манипулировать и понимать человеческий язык.
На базе NLP уже работают многие функции — например, автоматическая проверка орфографии, фильтрация спама и автозаполнения.
- Распределенные реестры. А если по-простому — блокчейн. Он позволяет создавать децентрализованные и надежные системы хранения данных, которые могут быть использованы для различных целей, например криптовалюты.
- Криптография. Технология шифрования. Обеспечивает безопасность и конфиденциальность данных, а также позволяет проводить проверку подлинности и целостности информации. Используется для создания цифровых подписей и шифрования данных.
- Децентрализованные приложения. Работают на основе смарт-контрактов и используют распределенные реестры. Выполняются на децентрализованных сетях. В итоге у пользователей больше контроля над своими данными.
- Искусственный интеллект. Создает интеллектуальные системы вроде ChatGPT или Bard, которые могут предсказывать и отвечать на запросы пользователей как живой собеседник.
- Метаданные. Специальная разметка, которая сообщает алгоритмам, чему посвящена страница. Алгоритм, используя метаданные, понимает контекст устанавливает логические связи между фрагментами информации и создает ассоциации, подобные тем, что делают люди.
- Интернет вещей, или IoT. Это сеть из различных устройств, каждое из которых имеет датчики, подключенные к интернету. Благодаря датчикам устройства взаимодействуют между собой и могут быть управляемыми удаленно.
Например, находясь в такси по дороге на работу, пользователь может через смартфон отрегулировать в своей квартире температуру.
Web 1.0 и Web 2.0 — в чем разница
Главное отличие Web 2.0 от Web 1.0 — акцент на пользовательском контенте и взаимодействии людей друг с другом. Но чтобы точно разобраться в разнице, смотрите табличку ниже — мы сравнили в ней обе эпохи.
|
Web 1.0
|
Web 2.0
|
Контент
|
Статический. Создают и обновляют разработчики сайта
|
Динамический. Пользователи могут вносить изменения в существующий контент и создавать собственный с нуля
|
Взаимодействие
|
Однонаправленное. Владелец сайта дает информацию, пользователи — просматривают
|
Интерактивное и социальное. Пользователи оценивают информацию, комментируют ее и пересылают друг другу
|
Участие пользователей
|
Ограниченное. Люди могут только просматривать контент от владельцев сайтов
|
Активное. Пользователей, создают профили и аккаунты, делятся контентом, фолловят друзей, участвуют в дискуссиях и обсуждениях
|
Социальные сети
|
❌
|
✅
|
Роль разработчиков
|
Создают и обновляют контент
|
Создают платформы, онлайн-сервисы, инструменты, на которых контент создают уже сами пользователи
|
Пользовательский контент
|
❌
|
✅
|
Технологии
|
Статические HTML-страницы без широкого использования интерактивности и динамических элементов
|
AJAX, JavaScript, Flash, API и прочие, которые помогают создавать интерактивные и динамичные веб-приложения
|
Примеры веб-ресурсов эпохи Web 2.0
Эпоха Web 2.0 — это фактически все современные сайты, веб-приложения, интернет-магазины, онлайн-сервисы, платформы и ресурсы, которые есть в интернете. А если конкретно:
- сервисы с подкастами — Anchor, PodBean, Buzzsprout;
- все социальные сети — ВКонтакте, Одноклассники, Инста-соцсеть, Фейс-соцсеть;
- онлайн-карты с отзывами и рейтингами заведений — Google Maps, 2ГИС;
- блоги — Blogger, Яндекс.Дзен, Boosty.to;
- платформы краудсорсинга, краудфандинга и прочие, на которых люди используют ресурсы совместно, чтобы достигать общих целей;
- микроблоги — Twitter;
- площадки с открытыми комментариями, например новостные порталы — РИА Новости, Фонтанка;
- в также любые приложения для смартфонов: Uber, Яндекс. Лавка, телеграм, Делимобиль.
Преимущества и недостатки Web 2.0
На первый взгляд, минусов нет. С переходом на Web 2.0 интернет стал удобнее, интереснее, интерактивнее, а сайты и приложения грузятся за доли секунд. Но как выяснилось, у эпохи есть минусы и критика.
Преимущества Web 2.0
Web 2.0 позволил всем людям самовыражаться без какой-либо дискриминации. Особенно в этом преуспели соцсети и блоги.
Укрепилось общественное взаимодействие. Люди стали знакомиться в сети, обмениваться знаниями и работать над общими проектами.
Перечисленное выше — не все плюсы Web 2.0. Есть и другие:
- Пользовательское участие. Создавать контент и обмениваться им могут все. Это упрочняет социальные связи, позволяет строить новые отношения.
- Коллективный интеллект. Web 2.0 позволяет объединить знания и идеи гигантского числа людей. Разные пользователи вносят свой вклад в создание контента, меняют и оценивают его. В итоге качество информации становится выше, отчего все только в плюсе.
- Большой выбор контента. С Web 2.0 у пользователей появились горы нового контента: сериалы, видео, стримы, онлайн-игры, подкасты. В интернете можно делать фактически что угодно: зарабатывать, развлекаться, обучаться и весело проводить время.
- Гибкость и настраиваемость интернета. Люди могут выбирать настройки, предпочтения и конфигурацию браузеров, сайтов и приложений под себя. Интернет стал персонализированным и заточенным под конкретного человека.
Недостатки Web 2.0
Самый главный минус: с переходом в Web 2.0 появились IT-гиганты.
С одной стороны, это привело к улучшению качества услуг — связь стала быстрее, а сайты удобнее. С другой — контроль над онлайн-ресурсами и персональными данными пользователей оказался в руках крупных компаний.
Они стали руководствоваться своими финансовыми интересами, а не интересами пользователей, например передавая персональные данные государственным структурам или недостаточно тщательно фильтруя контент.
А вот немного статистики:
- На Meta приходится более 50% всех штрафов GDPR — компания накопила штрафы на сумму $2 500 000 000;
- Мета была оштрафована семь раз, в том числе четыре раза только в 2022 году;
- Для сравнения, Amazon и Google в совокупности наложили штрафы на сумму более 800 миллионов долларов в виде GDPR.
Вывод: крупные IT-компании, которые, по сути, являются следствием Web 2.0, регулярно нарушают законодательство и не всегда несут за это ответственность. А страдают обычные люди.
А вот еще какие минусы есть у Web 2.0:
- Ущерб конфиденциальности. Современные сайты собирают персональные данные и даже следят за перемещением пользователей.
- Качество контента. Так как в Web 2.0 контент может размещать кто угодно, его качество не всегда высокое. Так появились ресурсы с фейками и оскорбительным контентом.
- Зависимость от скоростного интернета. Сайты и приложения Web 2.0 тяжёлые как по требованию памяти, загрузке процессора, так и по трафику. Если скорость интернета упала, пользователь не сможет зайти на ресурс.
- Ограниченный контроль. Пользователи Web 2.0 не могут контролировать контент, который создают. Модераторы могут накладывать цензуру или вовсе удалять без всяких предупреждений.
Web 2.0 и Web 3.0 — в чем разница
Главное отличие Web 3.0 — интернет станет больше ориентирован на простых пользователей, а не на IT-корпорации, как в Web 2.0.
Люди смогут управлять своими данными, ограничивать просмотр рекламы, а их контент и действия не будут ограничены цензурой и модераторами.
Рассмотрим подробнее, какие еще есть отличия между двумя эпохами.
|
Web 2.0
|
Web 3.0
|
Пользовательский контент
|
Пользователи создают и делятся блогами, видеороликами, постами, фотографиями, музыкой на специальных сайтах и в приложениях.
Однако случись что контент могут заблокировать или удалить
|
Благодаря распределенным технологиям и децентрализации, пользователи получают больший контроль над контентом.
Например, его никто не может его удалить
|
Семантическая связь
|
Информация представлена в виде неструктурированных данных.
Алгоритмы и поисковые системы плохо понимают контекст и не всегда верно интерпретируют информацию
|
Между данными существует семантическая связь, которая позволяет алгоритмам понимать содержание и контекст страниц.
Например, пользователь получает ту поисковую выдачу, которая максимально соответствует его поисковому запросу
|
Искусственный интеллект и машинное обучение
|
Используют ограниченно
|
Использует повсеместно
|
Распределенные технологии
|
❌ Сервисы часто централизованы, все данные хранятся на серверах компаний.
|
✅ Использует блокчейн и распределенные базы данных, чтобы создать децентрализованную сеть.
В ней пользователи имеют больший контроль над своими данными и взаимодействуют друг с другом без посредников в виде IT-компаний
|
Интернет вещей и устройства
|
Незначительно интегрированы в веб-среду
|
Глубокая интеграция с веб-средой
|
Будущее Web 3.0 — чего ждать?
Web 3.0 еще не наступил — он находится в процессе развития. Например, уже:
- Существуют децентрализованные приложения.
- Генеративный ИИ появляется в поисковых системах.
- Блокчейн используют в криптовалюте.
- Невзаимозаменяемые токены NFT помогают художникам монетизировать и распространять свои цифровые творения новыми способами.
- некоторые компании-адапеты Web 2.0 начинают внедрять новые технологии — например, разработчики Twitter анонсировали, что в скором времени можно будет отображать в постах невзаимозаменяемые токены NFT.
- Децентрализованные веб-браузеры блокируют рекламу и позволяют пользователям выбирать, какие веб-сайты могут получать доступ к их данным.
Ожидается, что частью Web 3.0 станут метавселенные. Хотя они все еще не стали готовым продуктом, их концепция вполне описана.
По сути это — трехмерный иммерсивный мир, в котором пользователи буду проводить много времени: общаться, работать, развлекаться, учиться.
Метавселенная станет смесью виртуальной, дополненной и смешанной реальностей, игры, криптовалюты, социальных сетей и прочего.
Однако скептики считают, что полноценного развертывания Web 3.0 ждать рано. Скорее всего, некоторые элементы Web 3.0 будут существовать вместе с Web 2.0.
Причины: технологии третьей эры развития интернета — метавселенные, NFT и блокчейн-технологии сосредоточенны в руках конкретных организаций. Это-то и помешает стать интернету децентрализованным.
Источник: https://lpgenerator.ru/blog/chto-takoe-web-20/ |